Северная Фиваида

«Северная Фиваида» – духовно-просветительский комплекс на северном побережье Ладожского озера в деревне Рауталахти. Среди могучих елей и заросших мхом валунов стоят деревянные храмы – копии известнейших северных часовен, построенных в XIV−XIX веках. В бережно восстановленных церквях по расписанию проводятся службы.

Идея создания комплекса принадлежит нескольким энтузиастам. Первоначально здесь планировалось поставить дом, рядом с ним церковь. Но затем решили возвести копии карельских церквей и часовен, не дошедших до нашего времени. Автор и идейный вдохновитель проекта — кандидат исторических наук, доцент МГУ Алексей Лаушкин. Руководитель — Дмитрий Лебедев, влюбившийся в эти места еще во времена туристической молодости. В реализации проекта приняли участие деревянных дел мастер, участвовавший в строительстве усадьбы «Богословка» под Санкт-Петербургом, реставратор Сергей Волов, специалист по деревянному зодчеству из Санкт-Петербурга Михаил Мильчик, реставратор В.В.Попов и другие.

Содержание

    Северная Фиваида. Пространство и образы

    Как добраться

    История

    Север издревле манил верующих. Туда уходили в поисках уединения монахи, бежали от преследований сторонники старой веры. Возникло целое ожерелье монастырей, церквей, часовен, скитов.

    «Северной Фиваидой» называли русские земли, окружавшие Вологду и Белозерск, где повсеместно встречались древние монастыри. Дикая природа способствовала отшельничеству, уходу от мирской суеты. Впервые этот термин применил в XIX веке писатель А. Н. Муравьев. Он сравнил северные труднодоступные места, где на протяжении нескольких столетий существовали монастыри, с древнеегипетской Фиваидой – областью, в которой селились раннехристианские монахи-отшельники.

    Целью проекта стало создание комплекса, рассказывающего об истории русского монашества, и воссоздание в одном месте копий деревянных часовен и храмов, которые были утрачены.

    По плану в «Северной Фиваиде» будет одна церковь и восемь часовен в честь святых, основавших северные монастыри. 

    Храмы

    Храм преп. Сергия и Германа Валаамских
    Преп. Сергий и Герман Валаамские

    Преподобные Сергий и Герман были основателями Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря — одной из древнейших обителей Русского Севера, возникшей в незапамятные времена на пустынном скальном архипелаге Северной Ладоги.

    На протяжении столетий островная обитель преподобных Сергия и Германа оставалась местом молитвы и спасительных монашеских трудов. В разное время ее насельниками были многие русские подвижники — мудрые искатели Царствия Божия. В их числе — преподобный Савватий Соловецкий († 1435), с которого началась монашеская жизнь на Соловках, преподобный Арсений Коневской († 1447), положивший начало иноческой обители на ладожском острове Коневец, преподобный Александр Свирский († 1533) — «тайнозритель Святой Троицы», основатель Троицкого монастыря на р. Свирь.

    Прообраз храма преп. Сергия и Германа Валаамских – церковь Воскрешения прав. Лазаря из Муромского монастыря – одно из самых древних уцелевших деревянных зданий России. По разным версиям она возведена в XIV либо в XVI веке. Здание является образцом аскетичного монастырского храма. Сейчас церковь является частью экспозиции архитектурного ансамбля музея «Кижи».

    Часовня преп. Сергия Радонежского
    Преп. Сергий Радонежский


    Преподобный Сергий Радонежский (†1392) величайший русский святой, любимый и тепло почитаемый многими поколениями православных христиан как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Будущий подвижник родился в эпоху, когда Русь была раздроблена, обескровлена и находилась под властью соседних стран. Отпрыск небогатого боярского рода, он совсем молодым человеком ушел в лес и поселился там среди зверей, ступив на тяжелый путь уединенной аскезы и борьбы со злом. Вокруг удивительного мудрого искателя Царствия Божьего постепенно собрались ученики. Так в 60 верстах к северу от Москвы на поросшем вековыми соснами холме Маковец возник знаменитый Троице-Сергиев монастырь, сыгравший исключительную роль в истории России.  Именно с подвига великого радонежского старца в XIV в. началось духовное преображение Руси, вошедшее в исто рию как «золотой век русской святости».

    Ученики и собеседники смиренного старца разошлись по всей Руси, чтобы в непроходимых дебрях глухих лесов и на пустынных островах послужить Богу постом и молитвой. Ими были основаны десятки новых монастырей. Это монашеское возрождение, начавшееся в тягостные для Руси времена раздробленности и ордынского ига, способствовало духовному пробуждению русского об щества, явилось толчком к преодолению внутренних неурядиц и внешней зависимости.

    Часовня преп. Сергия Радонежского — это копия Преображенской часовни из дер. Глебово Мошенского района Новгородской области. В советские времена Преображенскую церковь закрыли и организовали в ней склад. В 2013 году оставшиеся части здания отправлены в Музей деревянного зодчества «Витославлицы» для реставрации.

    В часовне три большие иконы. Центральная — «Святая Троица» напоминает о тайне бытия Божия, к которой с самого детства был прикован духовный взор преподобного Сергия. Именно Святой Троице он посвятил свою обитель известную ныне всему миру Троице-Сергиеву Лавру. Слева от «Троицы» находится образ преподобного Сергия, а справа икона свя- тых, вышедших из стен прославленного монастыря.

    Часовня преп. Александра Свирского
    прп. Александр Свирский

    Преподобный Александр Свирский († 1533) — один из самых известных святых Русского Севера.
    Уроженец приладожского села Мандера, он молодым человеком покинул родительский дом и пришел в островной Валаамский монастырь. Прожив в нем какое-то время среди братии, принял монашеский постриг и был отпущен игуменом для отшельнической жизни на один из малых островов архипелага. Там поселился в пещере и подвизался в ней долгие годы. Сейчас этот островок называется Святой, на нём находится Александро-Свирский скит.
    Потом преподобный ступил на путь ещё более строгого подвига. Вернулся на материк и поселился в диком лесу на восток от Ла- дожского озера, в шести верстах от реки Свирь на берегу небольшого Рощинского озера. В построенной своими руками келье прожил семь лет в полном одиночестве, ни разу за это время не повидав человеческого лица. Питался растениями, какие находил в лесу. Однажды лесного отшельника случайно обнаружили охотники, и после того к нему начали стекаться ученики. Прошло еще много лет, и он, подобно ветхозаветному праотцу Аврааму, сподобился увидеть в своей лесной пустыне Самого Бога в образе Трех Ангелов, повелевших ему основать монастырь и посвятить его Святой Троице.
    Ещё при жизни слывший святым человеком, после смерти преподобный Александр был прославлен полным нетлением мощей и удивительными чудесами, совершавшимися у его гробницы. А основанный им Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь стал одним из духовных центров Русского Севера.

    Часовня преп. Александра Свирского — копия не сохранившейся часовни из Медвежьегорского района Карелии. Здание имеет особенность – паперть на столбах, украшенных резьбой. Подобные небольшие церкви обычно ставили вдоль дорог, и проезжавшие путники имели возможность обратиться к Богу.

    Часовня преп. Арсения Коневского
    Преп. Арсений Коневецкий

    Есть на Ладоге ещё одна обитель посреди вод, известная не меньше Валаама. Это Коневский монастырь, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Основал его в самом конце ХІѴ столетия преподобный Арсений († 1447). Кем были родители святого, не известно. Сына они отдали в обучение ремеслу медника, и из этого можно заключить, что принадлежали оник простому сословию. Возмужав, молодой «ковач меди» оставил мир и принял постриг в одном из новгородских монастырей, где подвизался больше десяти лет. А потом игумен отпустил его на Святую Гору Афон духовный центр всего православного монашества. Там, на берегу Эгейского моря, на горах, овеянных славой многих великих святых, среди строгих и богомудрых аскетов новгородец продолжил свои монашеские подвиги. Не оставил он и медное ремесло, которым старался безвозмездно послужить всем, кому была в том нужда. Через три года по благословению игумена и святогорских старцев Арсений вернулся на Русь, чтобы основать монастырь по образцу афонских. Новгородский архиепископ поддержал его желание, и святой поплыл с учениками на север по Волхову в Ладожское озеро. Однажды в тихий день он решил, что поселится там, куда сам Бог приведет его. Внезапно задул ветер, и лодка с путешественниками оказалась у острова Коневец, лежащего на западе озера. Остров выглядел приветливо, но о нем шла дурная слава: под пологом леса скрывалось старинное капище — огромный Конь-камень, у которого язычники приносили жертвы своим богам. Преподобный окропил камень святой водой и усердно помолился около него. В тот самый момент рыбаки увидели, как с острова улетает огромная туча черных ворон, ревущих, подобно разъяренным волам…
    Поселившись на острове около 1393 года, преподобный Арсений прожил на нем в молитве и посте больше полувека до самой своей кончины. За это время вокруг него возник монастырь, прославившийся благодаря благодатному старцу и его посмертным чудесам. Во время шведской оккупации края в ХѴІІ веке и при советской власти обитель прекращала своё существование, но оба раза возрождалась из руин.

    Часовня преп. Арсения Коневецкого — это копия часовни Святого Василия Великого из заонежской деревни Горы. Она представляет собой скромную четырехугольную клеть под двускатной крышей. Вход оформлен высоким крыльцом.

    Фото

    Видео