Кронштадтская военно-морская крепость

Среди вод Финского залива величественно раскинулась панорама острова Котлин с бывшей Краснознаменной Военно-морской крепостью Кронштадт. В течение двух столетий создавалась уникальная система береговых и морских фортов, батарей, люнетов, редутов с использованием новейших достижений фортификации, науки и техники. На протяжении всей своей истории Кронштадтская крепость надежно защищала столицу Российской империи.

Основанный Петром Кронштадт был первой военно-морской базой России и положил начало созданию системы базирования Военно-морского флота нашей страны. Западная граница крепостной зоны проходила через Копорскую губу Финского залива, а восточная — через Лисий Нос и Малую Ижору. Позднее Кронштадтская военно-морская крепость (КВМК) в 1952 году была оперативным объединением, подчиненным непосредственно главному командованию Военно-морского флота.

Содержание
    На рейде

    Как добраться

    История

    Крепость в XVIII-XIX веках

    703–1704 гг. — На отмели южнее о. Котлин на ряжевом основании сооружен первый форт «Кроншлот» с 14 орудиями, который в 1704 году отразил нападение эскадры шведских кораблей вице-адмирала Де-Пру.

    1705 г. — Летом форт «Кроншлот» при поддержке кораблей Балтийского флота, трех артиллерийских батарей с успехом отразил нападение шведской эскадры адмирала К. Анкерштерна, в том числе две попытки высадки десанта. К концу года на Котлине были развернуты уже 5 батарей.

    /Universal History Archive/Universal Images Group via Getty Images

    18 октября 1723 года Пётр I заложил на острове Котлин крепость Кронштадт. Система обороны острова Котлин была продумана так тщательно, что за всю историю существования на нём военно-морской базы мимо не смог пройти ни один вражеский корабль. В наши дни Кронштадт — это учебная, ремонтная и тыловая база Балтийского флота России.

    планы Кронштадта работы Иоганна Гоманна / Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

    Первый котлинский форт получил название Кроншлот (от немецкого — «коронный замок»). Он был официально открыт 17 мая 1704 года и представлял собой трехъярусную мазанковую башню, оснащённую 14 пушками. В 1704—1705 годах он участвовал в отражении попытки шведского прорыва к Санкт-Петербургу.

    Вслед за первым фортом на острове Котлин вскоре были возведены новые укрепления, оборудованы несколько гаваней и порт, создан госпиталь. Вскоре на Котлине также началось гражданское строительство. Кронштадтские форты — это морская фортификационная легенда России, ее прошлая гордость и ее прошлая слава. Островные форты в количестве 20 штук цепочкой протянулись по заливу от южного берега через Кронштадт до северного берега. На них в бетонных казематах были размещены артиллерийские батареи разного калибра, способные своим огнем поразить морские цели на всей ширине залива.

    1722 г. — Для расширения зоны обстрела до 4 верст у кромки южного фарватера на ряжевом основании возвели форт «Цитадель» (с 1834 г. — «Император Петр I»).

    7 (18) октября 1723 г. — Закладка Петром Первым на острове Котлин Центральной крепости, давшей начало строительству города Кронштадта. Балтийский флот насчитывал 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер. На стенках гаваней построили 10 бастионов, 2 полубастиона и куртины. Почти 300 орудий простреливали фарватер с севера. Строительство деревоземляной крепости, окружавшей город с востока, севера и запада, было закончено только в конце XVIII века. В середине XVIII века форты не укреплялись из-за отсутствия сильного противника.

    / globallookpress.com / The State Hermitage Museum

    В 1724 году Кронштадт стал главной базой Балтийского флота России. Он был официально переведён под управление главного командира Кронштадтского порта. Строительство Кронштадтской крепости было завершено в 1747 году. Её бастионный фронт был прикрыт рвом, соединённым с морем.

    Конец XVIII в. — Вдоль Южного фарватера построили деревянные укрепления: форт «Рисбанк», Зацитадельную и Южную батареи. На Северном фарватере устанавливаются одноярусные батареи на сваях.

    1807 г. — Россия разорвала дипломатические отношения с Англией. Английская эскадра кораблей намеревалась высадить десант с галер в Петербург. В этой связи начинается перестройка укреплений Кронштадтской крепости: между о. Котлин и м. Лисий Нос на фарватере затопили 25 старых кораблей и возвели свайные преграды, южный фарватер перекрыли бонами и двумя батареями.

    7 (19) ноября 1824 г. — Наводнение полностью разрушило передовые укрепления Кронштадтской крепости и вывело из строя большое количество кораблей и судов Кронштадтской эскадры.

    1825–1872 гг. — Созданы каменные укрепления Кронштадта: на месте Главной крепости появилась Центральная ограда, состоящая из оборонительных казарм, башни и полубашен, соединенных каменной стеной. На ее вооружении было 1151 орудие, а гарнизон состоял из 15 тысяч человек. Центральная ограда крепости предназначалась для защиты от десантов, а морские форты строились для борьбы с кораблями противника.

    1825–1839 гг. — На месте прежних укреплений, на старых ряжевых основаниях, укрепленных и подсыпанных, начали строить каменные морские форты: «Император Петр I» («Цитадель»), «Император Александр I», «Император Павел I» («Рисбанк»), «Великий князь Константин» (двойная Южная батарея), батарею «Князь Меншиков», а на рубежах, обозначенных для передовых крепостей еще Петром I, строились «Александр-шанец», редуты «Литке» и «Ден», люнеты «Политковский» и «Швебс».

    1854–1855 гг. — Во время Крымской войны объединенный англофранцузский флот на Балтийском море ограничился блокадой Кронштадта, так как неожиданно для себя столкнулся с мощной минно-артиллерийской позицией и активными действиями канонерских лодок. Для обороны Санкт-Петербурга и Кронштадта дополнительно были построены четыре батареи на острове Котлин, редут в пос. Лисий Нос и в море возведено 27 км свайных и ряжевых преград.

    1855–1864 гг. — Строительство семи северных номерных фортов, возведенных с целью защиты Северного фарватера.

    1860-е г. — Строительство трех Южных номерных фортов: «Южный № 3» («Граф Милютин»), «Южный № 2» («Дзичканец»), «Южный № 1».

    1880-1910-е гг. — Крепость и форты «одеваются» в бетон.

    1898–1910 гг. — На Северном фарватере, между г. Сестрорецком и о. Котлин, построили 2 больших форта с бетонными казематами, контрэскарпами и гаванями — «Граф Тотлебен» и «Генерал Обручев».

    Схема Кронштадтской крепости до XX века

    Крепость в начале XX века

    Схема Кронштадтской крепости до 1910 года

    1900–1910-е гг. — На западной оконечности острова Котлин возвели форт «Риф», обновили форт «Александр-шанец». На южном и северном берегах Финского залива сооружаются форты «Алексеевский» («Красная Горка»), «Серая Лошадь» и «Николаевский» («Ино»). Почти 40 км акватории Финского залива находились под огнем мощных орудий, Кронштадтская крепость длительное время надежно охраняла морские подступы к городу на Неве.

    Основой крепости стала береговая оборона, состоявшая из системы фортов и позиций морской железнодорожной артиллерии.

    Во всей мировой истории строительства крепостей первой задачей было определить, кто будет враг, как он будет действовать и какое у него будет оружие, а второй — какие средства обороны противопоставить врагу.

    Береговая оборона Кронштадтской крепости была построена по следующей схеме: южный берег — форты Красная Горка и Серая Лошадь, а также морская железнодорожная артиллерия, морская часть — островные форты, северный берег — форт Ино, построенный перед Первой мировой войной, взорванный Советами при передаче территории Финляндии в 1918 году, и заново построенный в 1952–1954 годах.

    Форт Красная горка

    Мощный береговой форт Красная Горка (первоначально — Алексеевский) был построен на полуострове, вдающемся в Финский залив, который находится на его южном берегу. С него прикрывались подходы к северной столице России со стороны Балтийского моря. Строительство под руководством генерал-майора Шишкина было начато в 1909 году и закончено к 1915 году. Инженерное оборудование местности заключалось в создании сети железнодорожных путей с устройством позиций для стрельбы, обязательным элементом которых были бетонные опоры для аутригеров артиллерийских транспортеров.

    Форт Серая лошадь

    Форт Серая Лошадь — Форт Серая лошадь расположен в Ломоносовском районе Ленинградской области. Противодесантная береговая батарея Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого. Построена в 1911 году на мысе Серая Лошадь в районе деревни Чёрная Лахта. Позиция включала в себя две открытые долговременные батареи — на левом фланге четырёхорудийная 120-мм орудий Виккерса, на правом — трехорудийная 152-мм орудий Канэ.

    Форт Ино

    Форт Ино — береговая крепость на северном берегу Финского залива. Был построен незадолго до 1917 года на северном побережье Финского залива и оборудован по самым современным технологиям того времени. Форт Ино был оборудован по сверх-современным технологиям, здесь были все достижения научной мысли того времени. Всего на форте было около 40 различных орудий, из них 8 — калибра 305-мм, такие орудия обладали чудовищной убойной мощью.

    Маяки Кронштадтской крепости

    Маяки Кронштадтской крепости

    Маяки Кронштадтской крепости. Самый старый в России действующий маяк находится в нескольких милях от Кронштадта на рукотворном островке. Правда, вместо деревянной башни маяка Толбухин, появившейся там по воле Петра I, потом выросла каменная. Но важнее другое: направляясь к Петербургу, моряки вот уже 300 лет видят в этом месте сигнал, помогающий им не сбиться с пути. И таких старых служак, подающих огни, только у острова Котлин больше дюжины. 

    Эти светящиеся «часовые», застывшие на своих постах, помогают морякам сохранять верный курс, служа ориентиром. Да еще предупреждают о коварных отмелях и других опасных местах. Корабли уверенно идут по ним, словно машины по светофорным сигналам на городских магистралях.

    Крепость в период Второй Мировой войны

    Кронштадтская крепость в наши дни

    В 1927 году Кронштадт стал частью Ленинградской области, но через четыре года был передан в подчинение Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны Кронштадт был основной базой Балтийского флота. Его артиллерия принимала активное участие в Ленинградской битве. В 1927 году Кронштадт стал частью Ленинградской области, но через четыре года был передан в подчинение Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны Кронштадт был основной базой Балтийского флота. Его артиллерия принимала активное участие в Ленинградской битве 

    Крепость после Второй мировой войны

    Кронштадтская военно-морская крепость продолжала эти традиции, и в арсеналах и на складах крепости в пятидесятых годах хранились громадные запасы боеприпасов, оружия, технического имущества и др. Корабельный состав включал соединения подводных лодок, учебных кораблей, торпедных катеров, охраны водного района и др. Крепость имела свое строительное управление, в состав которого входила десятибатальонная строительная бригада. Кронштадтская крепость пятидесятых годов — это десятки тысяч матросов и офицеров, несущих службу в бетонных казематах фортов, на кораблях, арсеналах, заводах, это — кузница кадров для всего советского флота. Источник: https://biography.wikireading.ru/226796

    Крепость в наши дни

    Сегодня в разной степени сохранности на острове Котлин и вокруг него находится целый ряд укреплений, батарей и фортов:

    — на острове Котлин: форты «Риф», «Александр-шанец» и «Николай-шанец», батарея «Князь Меншиков», люнеты «Литке» и «Политковский», редут «Ден», Мортирная батарея и батарея «Демидов», несколько дотов (долговременных огневых точек) периода Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;

    — в Финском заливе 17 островных фортов: «Кроншлот», «Император Петр I», «Император Александр I», «Император Павел I», южные форты №№ 1–3, северные форты №№ 1–7, «Обручев», «Тотлебен» и батарея «Великий князь Константин»;

    — на южном берегу Финского залива: форт «Алексеевский» («Красная Горка») и батарея «Серая Лошадь» (форт «Передовой»);

    — на северном берегу Финского залива: форт «Николаевский» («Ино») и батарея «Помала».

    Городскую застройку Кронштадта окружает Центральная ограда крепости, состоящая из оборонительных стен, валов, восьми двух- и трёхэтажных оборонительных казарм, пяти полубашен и одной башни. Сохранились три оборонительных рва: восточный ров имеет Северное и Южное ботардо (защищенные плотины). В оборонительных казармах изначально были устроены как жилые помещения, так и боевые позиции с казематами для артиллерии, прикрывавшей подступы к казармам.

    Форты, доступные для посещения
    Музеи
    Музей истории Кронштадта

    Музей истории Кронштадта создан в 1991 году и предлагает к посещению 2 разные по тематике экспозиции, расположенные в двух зданиях по адресам: Якорная площадь, д.2а; ул. Ленинградская, д. 2.

    Экспозиция «Три века кронштадтской истории» располагается в непосредственной близости от Морского собора и рассказывает о более чем 316-летней истории города, крепости, порта (Якорная площадь, д.2а).

    В здании Башни городского водопровода (ул. Ленинградская, д. 2) главной темой экспозиции стала подводная археология. 

    Музей-макет фортов Кронштадта

    Музей-макет фортов Кронштадта — первый интерактивный музей, где в масштабе 1:87 представлены макеты фортов Кронштадтской крепости, воссозданные по старинным чертежам.

    Высочайшая детализация, уникальная подсветка 3D mapping, большие экраны, демонстрирующие исторические факты и проникновенные голоса народного артиста России Николая Бурова и актрисы Анны Геллер перенесут вас в эпоху зарождения Российского Императорского флота, великих исторических побед и свершений.

    Музей «Голландская кухня»

    Музей «Голландская кухня» — уникальный музей, позволяющий вам стать участниками настоящего путешествия в прошлое. Вы можете увидеть бережно восстановленное здание и услышать его необычную историю

    Музей маячной службы

    Музей маячной службы — первый музей маяков открылся в России 1 июля 2017 года в историческом городе-порте, городе Воинской славы Кронштадт, расположенном на острове Котлин. Второе название культурного объекта — Музей маячной службы. Его открытие было посвящено 300-летию истории маячного дела в нашей стране. Официально данная служба была учреждена Александром I, однако некоторые историки замечают, что еще Петр I использовал в морском деле так называемые «огневые маяки».

    Военно-патриотический парк «Патриот»

    Военно-патриотический парк «Патриот»

    то новое общественное пространство в Кронштадте, которое, также как и парк «Остров фортов» посвящено военно-морскому флоту нашей страны.

    Кронштадтский «Патриот» располагает двумя основными локациями : мемориально-парковой зоной в Адмиралтействе (в непосредственной близости от Морского Никольского Собора), и экспозицией боевых кораблей, глубоководных подводных аппаратов, ракетно-артиллерийского и минно-торпедного вооружения (на Западной дамбе Усть-Рогатки).

    Фото

    About the Author

    Вам также могут понравиться эти