Маяки Финского залива

Самый старый в России действующий маяк находится в нескольких милях от Кронштадта на рукотворном островке. Правда, вместо деревянной башни маяка Толбухин, появившейся там по воле Петра I, потом выросла каменная. Направляясь к Петербургу, моряки вот уже 300 лет видят в этом месте сигнал, помогающий им не сбиться с пути. И таких старых служак, подающих огни, только у острова Котлин больше десятка. Несмотря на то, что суда напичканы электроникой и полным-полно современных средств навигации больше дюжины, потребность в них не отпала и сегодня.

Навигационная обстановка в Финском заливе, где активность судоходства очень высокая, весьма непростая. Вот эти светящиеся «часовые», застывшие на своих постах, и помогают морякам сохранять верный курс, служа ориентиром. Да еще предупреждают о коварных отмелях и других опасных местах. Корабли уверенно идут по ним, словно машины по светофорным сигналам на городских магистралях.

Маяк Крестовый

Как добраться

Маяки

Маяки Кронштадтской крепости

Маяк Толбухин

Возле Кронштадта на искусственном острове расположился маяк Толбухин, старейший в Ленинградской области и один из самых старых маяков по всей России. Его эскиз был нарисован самим Петром I и подписан: «Прочее даётся на волю архитектору». В 1719 году на острове, расположенном к западу от Котлина, возвели деревянную конструкцию, увенчал которую огромный фонарь — прототип будущего каменного маяка. В сентябре 1810 года деревянную конструкцию всё же заменили камнем. Увенчал башню современный 12-гранный фонарь с 24 серебряными отражателями. В 1867 году у маяка появился диоптрический аппарат, а в 1970 построили причал и укрепили остров бетонными плитами.

Добраться и посетить маяк можно только на пароме и только с организованной экскурсией.

Нижний Николаевский маяк

Рядом с фортом Кроншлот находятся два маяка: один действующий — Передний маяк створа Кронштадтских маяков, другой заброшенный — Маяк Николаевский створный нижний (построен в 1857 году, перестроен в 1891 году). Изготовленные металлические башни имели круглую форму с расширением у основания. Башня Нижнего маяка была выкрашена в белый цвет, а крыша установленного на ней фонаря – в красный. Его высота равнялась 24,3 метрам, а светил он постоянным красным светом и затмевающим белым. Сейчас для навигации не используется.

Задний створный знак Большого Кронштадтского рейда

Задний створный знак Большого Кронштадтского рейда стоит у входа в Петровский канал, на пирсе, по которому можно пройти к достопримечательности пешком. Это металлическая ажурная башня, обшитая досками. Знак действующий, дальность видимости 6 миль (11 км).

Навигационный знак у Форта Константин

Навигационный знак у форта Константин служит ориентиром для судов и расположен с двух сторон от фарватера. Когда корабли выходят из порта в открытое моря, справа от судна — навигационный знак красного цвета, слева — зеленого. В данном месте маяки работают круглосуточно и играют важную роль, так как это место является главной «магистралью» для больших судов, которые приходят в Петербург. Навигационными знаками обозначают границы фарватера, опасные места акватории, створы и рекомендованные направления движения. Сам маяк на форте Константин видно издалека. Одет он в классическую красно-белую тельняшку.

Шепелевский маяк

Шепелевский маяк — символ тропы Южного берега. И одно из самых живописных мест в окрестностях. Изготовлен во Франции в 1910 г. и представляет собою круглую чугунную башню высотой в 38 м, выкрашенную горизонтальными красными и белыми полосами. На вершине башни находится чёрного цвета галерея и фонарь. Фокальная плоскость маяка — на высоте 37 м. Даёт 2 долгих разноцветных вспышки через каждые 16 сек. Их цвет (красный или белый) зависит от направления движения.

В 1941-1944 годы этот маяк служил начальным пунктом ледовой дороги Шепелёвский маяк — остров Сескар — остров Малый — остров Лавенсаари. Рядом с маяком установлена радиобашня.

Другие маяки

Маяк Стирсудден

Маяк Стирсудден — действующий маяк на мысе Стирсудден на северном берегу Финского залива в Выборгском районе Ленинградской области. Был основан в 1719 году, в 1815 году на маяке был поставлен деревянный знак, «видимый с корабельного фарватера». С 1873 года новый маяк начал действовать. На месте старой башни была возведена каменная восьмигранная башня белого цвета высотой 15 м, соединенная с каменным караульным домом. В годы Великой Отечественной Войны из-за постоянных обстрелов маяк полностью сравняли с землей. После этого на его месте выстроили новый. Свет маяка озаряет путь и по сей день. Благодаря мощной хрустальной линзе огонек маяка отчетливо виден за 21 милю от берега.