Псков

История древнего Пскова начинается на высоком скалистом мысе у слияния рек Великая и Пскова. Более 3 тысяч лет назад в этих местах стали селиться люди, а в 7 веке славяне-кривичи приступили к обустройству Детинца — Крома, ставшего центром будущего города. В 903 году Псков впервые упоминается в «Повести временных лет» в связи с женитьбой киевского князя Игоря на псковитянке Ольге, которую псковичи считают основательницей города. По преданию, именно Ольга повелела заложить храм во имя Святой Троицы и предрекла городу великое будущее.

Псков входил в состав Новгородских земель. Но уже со второй половины ХII века становится фактически независимым от своего «старшего брата» — Великого Новгорода. С этого времени по 1510 год (год при соединения Пскова к Москве)  существовала Псковская вечевая республика, Господарство Псковское. На протяжении многих столетий Псков самоотверженно защищал северо-западные рубежи Руси. Псков с 13 по 18 век пережил и отразил более 130 войн и осад. 

Как добраться

Достопримечательности

Псковский Кремль — Кром, ул. Кремль, 6

Псковский Кремль или Кром расположен на скалистом мысу при слиянии двух рек — Великой и Псковы. Деревянные стены Кремля возводятся в VIII — X вв., в X — XIII вв. появились первые каменные укрепления, после чего началось строительство новых башен Кремля, усиление крепостных стен и их наращивание в высоту. В Кремль вели двое южных проездных ворот, из которых сохранились только Великие (Троицкие), надежно защищенные Троицкой башней и захабом. На территории Кремля на самой высокой точке крома в конце X века строится первый на Руси храм во имя Святой Троицы.

План Псковской крепости

Псковская крепость (описание крепости и башен взято с сайта http://pleskov60.ru/krepost.html) являлась лучшей в России XVI веке. Территорию площадью 215 га, ограждали 4 пояса каменных укреплений протяженностью 9 км. Мощь крепостных стен усиливали 40 башен. Коммуникации обеспечивали 14 ворот, настенные, башенные и подземные переходы.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Мирожская наб., 4

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — самый древний из сохранившихся храмов Пскова. Заказчиком и вдохновителем строительства собора стал в 1156 г. Новгородский архиепископ Нифонт. По преданию, Нифонт сам ходил по городу с посохом и чашей в руках для сбора пожертвований на строительство собора. Поздняя копия этой чаши хранится в Псковском музее-заповеднике. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — единственный в Пскове храм византийского типа, сложен из известняковой плиты и плинфы. В течение двух лет после его постройки собор был искусно расписан фресковой живописью, на 80 процентов сохранившейся до наших дней.

Стефановская церковь Мирожского монастыря, Мирожская наб.

Стефановская церковь Мирожского монастыря.
Под 1404 г. псковский летописец сообщает, что игумен Карп Черноризец построил в Мирожском монастыре церковь Архидиакона Стефана. В 1564 г. церковь была перестроена: «А постави Яки Переяславец Сведеной». Святые ворота мужского Мирожского монастыря стояли западнее Стефановской церкви, занявшей северную часть обители, в XVIII в. над ними возвышалась несуществующая теперь деревянная церковь Николы. В 1789 начали строить каменное здание Братских келий, завершенное к концу XIX в., как бы составляющих единое целое с Стефановской церковью.

Снетогорский монастырь, Снятная гора

Снетогорский монастырь впервые упоминается в Псковских летописях под 1299 г. в связи с трагическими событиями. В тот год на монастырь напали тевтонские рыцари, от меча которых погибли игумен Иоасаф с братией. Основание обители, расположенной на крутом берегу реки Великой, связывают с именем псковского князя Довмонта. В 1313 г. в монастыре возводится и расписывается фресками каменный собор Рождества Богородицы — гордость художественной школы древнего Пскова. В 20-30 гг. ХХ столетия Снетогорье разорили, а здания приспособили под дом отдыха. В 1993 г. здесь возрожден Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь.

Церковь Василия на Горке, Октябрьский проспект, 5.

Церковь Василия на Горке — единственный сохранившийся памятник культовой архитектуры Пскова начала XV века, времени расцвета Псковской вечевой республики. Храм поставлен на холме, с которым прекрасно сочетается своими формами и размерами. Колокольня построена после 1740 г., а прежде звонница церкви стояла на крепостной башне Среднего города, ныне не сохранившейся. Когда 8 сентября 1581 г. войска польского короля Стефана Батория пошли на приступ Пскова, именно тревожный колокол «в Среднем городе на стены градовой у Великого Василия на Горке» призывал псковичей на оборону родного города. По предположениям специалистов, Васильевская церковь была разобрана и заново отстроена в XVI веке.

Собор Иоанна Предтечи, ул. Максима Горького, 1.

По преданию, Ивановский женский монастырь на Завеличье основала в первой половине XIII в. Евфросинья Рогволдовна — жена псковского князя Ярослава Владимировича. Вкладчиками и покровителями монастыря с давних пор были венценосные особы. В 1510 г., после присоединения Пскова к Москве, Василий III пожаловал обители владетельную и несудимую грамоту, подтвержденную царя Федором Иоанновичем и Алексеем Михайловичем.

Церковь Покрова от Пролома, ул. Свердлова, 1.

Церковь Покрова от Пролома, упоминаемая в 1399 г., принадлежала Покровскому мужскому монастырю, упраздненному в 1764 г. Особую известность получила в 1581 г. во время осады Пскова Стефаном Баторием. Тогда старцу Дорофею, иноку Покровского монастыря, было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма польских войск. Здесь находилась знаменитая икона Богородица Псково-Покровская, которая сейчас хранится в Троицком соборе. В 1582 г. псковичи перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну — Рождества Богородицы.

Церковь Михаила Архангела, ул. Советская, 18

Церковь Михаила Архангела с Городца построена в 1399 г. На звание «Городец» говорит о том, что прежде на этом месте находилось укрепление, возможно, одно из древних поселений Пскова. До XVI в. здесь располагалась площадь Старого Торга, куда сходились все главные улицы Пскова. Построенная на холме (его подножие находится на глубине 5 м от поверхности современной улицы), Михаило-Архангельская церковь обрамлена со стороны главного, западного, фасада одноэтажными корпусами и двухъярусной колокольней шатрового типа. В В 20 — 30-е гг. ХХ в. церковь служила кафедральным собором Пскова, так как Троицкий собор был передан «обновленцам». Церковь Михаила Архангела принадлежит к числу наиболее ценных памятников древнего Пскова.

Церковь Богоявления с Запсковья, ул. Герцена, 7.

Церковь Богоявления с Запсковья замечательно смотрится на крутом берегу реки Псковы. Здесь находился так называемый «Богоявленский красный крест», т.е. красивый перекресток. Через речку стояли еще две Богоявленские церкви, образуя своеобразный «святой треугольник» — место крещенского водосвятия. Впервые церковь упоминается под 1398 г.: «В лето 6906… поставлена бысть церковь камена Святое Богоявление». В 1496 г. летописец сообщает о новом строительстве. Этот год и считается датой сооружения нынешней церкви. При возведении кончанского храма Богоявления псковские зодчие впервые использовали архитектурный прием, позднее ставший отличительной чертой местных церквей — столбы звона были поставлены на отдельном от церкви здании. Храм был расписан фресковой живописью, остатки которой были обнаружены в наши дни. Церковь Богоявления с Запсковья — один из самых известных памятников культового зодчества средневекового Пскова.

Церковь Успения с Полонища, ул. Георгиевская, 3-А

Первоначальная монастырская церковь Успения Богородицы с Полонища построена не позднее первой четверти XV в., так как впервые упоминается в 1417 г. Существующая ныне церковь сооружена в 1810 г. на месте прежней помещицей Анной Лукиничной Шишковой, бабушкой псковича-декабриста Михаила Александровича Назимова (единственного из декабристов, кто видел казнь своих товарищей из окна Петропавловской крепости).

Церковь Ильи Мокрого с Луга, ул. Волкова, 9

В Пскове было две церкви, посвященные Илье Пророку: Илья Сухой на Завеличье и Илья Мокрый на Запсковье. В одной служили молебен о ниспослании дождя во время засухи, в другой просили послать хорошую погоду в дождливое лето. Первоначально Ильинский монастырь на Запсковье был мужским и упоминается в летописи под 1465 г., когда «бысть пожар на Запсковье… погоре дворов много и монастырь и церковь Святого Ильи». После того как шведы сожгли монастырь в 1615 г., он стал женским, а нынешняя каменная церковь Ильи Пророка построена в 1677 г. тщанием игуменьи монастыря Феодоры.

Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы, Набережная реки Псковы.

Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы, Набережная реки Псковы. Здесь некогда стояли кузницы, построенные для безопасности на краю города у воды, а святые бессребреники Косма и Дамиан считались покровителями кузнецов. Гремячая гора называется так по бьющим из-под ее подножия ключам, которые, по народным поверьям, появились от удара молнии или, как считали в древнее время, грома. На Гремячей горе некогда был монастырь, в котором принял схиму и скончался в 1666 г. Псковский архиепископ Макарий. Вкупе с Гремячей башней, гражданскими памятниками XVII века и крепостными сооружениями, церковь Козьмы и Дамиана имеет градообразующее значение, это одно из самых красивых мест Пскова.

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, ул. Леона Поземского, 5

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья построена в 1463 г. по заказу и на средства псковского князя Владимира Андреевича и посадника Зиновия Михайловича. Поставлена на месте прежнего деревянного храма, сгоревшего во время пожара. Звонница этой церкви считалась самой высокой в Пскове, но была разрушена ударом молнии. В 1507 г. взорвался хранившийся в южном приделе пороховой запас, и церковь «огорела и колоколы згорели, и придел подле церкви з зельями разодрало, а зелей пушечных згорело бочка, зане ж ту зелья всего конца стояли». При восстановлении храма 16-скатное покрытие заменили на 8-скатное. В 1610 г. церковь Косьмы и Дамиана стала центром восстания городской бедноты. Здесь «меньшие» люди «поставиша полковую пушку» и вели огонь по «большим» людям, засевшим в Кремле. На дворе церкви сохранились два старинных уникальных сооружения: основания огромной четырехпролетной звонницы и древних ворот.

Церковь Вознесения (Новое) с Полонища, ул. Некрасова, 20

Церковь Вознесения (Новое) с Полонища.
Основание этой церкви относят последней четверти XIV в. и связывают с именем изборского князя Евстафия. На этом месте в древности находился Ново-Вознесенский женский монастырь. В 1764 г. монастырь был упразднен, а церковь Вознесения Господня стала приходской. В 1805 г., из-за ветхости, ее хотели снести, но вступились местные купцы написали прошение императору Александру I о сохранении древнего храма и пожертвовали деньги на его восстановление. Несмотря на значительные переделки в XVII и XIX вв., церковь Вознесения до сих пор считается классикой псковской сред невековой архитектуры. А звонницу Ново-Вознесенского храма Игорь Грабарь считал «самой пленительной» в Пскове.

Церковь Варлаама Хутынского, ул. Леона Поземского, 53

Церковь Варлаама Хутынского.
Древнейшие известия об этой церкви относятся к 1466 г., когда она была поставлена в один день по обету для избавления Пскова от мора. В 1495 г. на месте деревянной построили каменную. При строительстве церкви псковские зодчие применили элементы новгородской архитектуры. С Варлаамовской церковью связаны важнейшие события осады Пскова войсками шведского короля Густа ва Адольфа в 1615 г. Во время одного из штурмов главный удар шведов был направлен на стоявшую вблизи Варлаамскую башню. Но псковичи подложили под башню порох и взорвали ее вместе с засевшими там врагами. В другой раз шведы были изумлены сильной пальбой, которая велась с купола Варлаамовской церкви и поражала их «богоранными стрелами». В память этой осады в Пскове до 1917 г. проводились крестные ходы вокруг города, а в церкви Варлаама Хутынского совершалась заупокойная лития по православным воинам.

Церковь Николы от Topra, ул. Некрасова, 35

Церковь Николы от Topra, ул. Некрасова, 35
Пятиглавая, с трехъярусной звонницей, церковь Николы от Торга построена в 1676 г. после большого пожара, уничтожившего многие храмы города. В том же году от находившейся в церкви иконы Николая Чудотворца явилось чудо: «из обоих очей лика началось источение слез, в виде двух струй, через всю икону. Их собирали в особый сосуд и показывали болящим, которые по вере получали исцеление…»

Церковь Николы с Усохи, ул. Советская, 19

Церковь Николы со Усохи — одна из самых старинных церквей была построена в 1535 году на месте высохшего болота — усохи. Она не единожды реставрировалась, однако многие архитектурные элементы удалось сохранить в том же виде, что и в XVI веке.

С этой церковью связано предание: однажды мимо нее проезжал Иван Грозный, чей конь испугался звона колокола. Из-за этого царь приказал отрубить колоколу “уши” — верхнюю часть. Дело в том, что в древности существовал обычай “наказывать” колокола за проступки: им отрубали “языки”, “уши”, разбивали, ссылали в Сибирь и даже били плетью.

Церковь Анастасии Римлянки, Октябрьский пр-т, 9

Церковь Анастасии Римлянки построена в 1377 г. Василием Долом, которому приписывается и строительство соседней церкви Василия на Горке. Впервые в псковских летописях упоминается под 1488 г., когда в один день псковичи «поставили святую Анастасию на Полонищи, на Кузнецкой улицы, на Яковлеве на посадниче огороде, на Горки…>>. Нынешняя каменная церковь выстроена в 1539 г., после большого пожара в городе. Интересна колокольня церкви в стиле классицизма. Она создает ощущение легкости и ажурности, благодаря крупным ароч ным проемам.

Церковь Воскресения со Стадища, ул. Набат, 4-а

Первое письменное сообщение о церкви Воскресения со Стадища относится к 1458 г. Здесь находился Воскресенский девичий монастырь. Затем церковь упоминается в летописи под 1532 г. Церковь Воскресения считается одним из наиболее выразительных памятников псковской школы зодчества XVI — XVII вв, хотя от построек XVI в. осталось очень не многое. Крыльцо, притвор, звонница, южный придел и северная часть храма относятся к концу XVII в.

Церковь Петра и Павла Сереткина монастыря, Овсище.

Церковь Петра и Павла Сереткина монастыря — единственная из сохранившихся в городе храмов с оригинальной системой ступенчатых сводов. Впервые упоминается в летописи под 1299 г., когда «немцы поганыя обступиша град Псков, хотяше его пленити». Псковский князь Довмонт-Тимофей, не дожидаясь основных сил, с малой дружиной ударил на рыцарей у святых Петра и Павла «на брезе» (на берегу) и наголову разбил их. Позднее здесь возник Петропавловский Сереткин (или Сироткин) монастырь. К самой церкви, выстроенной в XV веке, примыкает пристройка XVII века с четырехпролетной звонницей. Под самыми столбами звонницы находилась келья одного з самых прославленных владык Пскова — архиепископа Арсения, возглавлявшего Псковскую епархию с 1665 по 1683 г.

Церковь Спаса Нерукотворного с Жабьей лавицы, ул. Первомайская, 27

Церковь Спаса Нерукотворного с Жабьей лавицы, ул. Первомайская, 27
Особую живописность церкви Спаса Нерукотворного образа придает расположение ее звонницы. Трехстолпная покрытая двускатной кровлей она смещена псковскими мастерами к притвору, который примыкает к главном объему храма с западной стороны. <<Лавицами» в Пскове назывались мостки, устроенные для перехода через топкие места. Отсюда и название церкви. Первоначально церковь была деревянной, затем ее перестроили в камне. Вблизи Образской церкви располагался северный узел обороны города. Вдоль крепостной стены были поставлены Образская, Ильинская, Быковская и Варлаамская башни. При Петре I башни были усилены земляными насыпями.

Церковь Сергия с Залужья, ул. Свердлова, 42

Церковь Сергия с Залужья.
Эту самую маленькую одноглавую трехаспидную церковь на подклете крупнейший историк искусства Игорь Грабарь считал «едва ли не самой изящной церковью Пскова». Особую красоту Сергиевскому храму придавала и глава, покрытая зеленым поливным керамическим лемехом. В 40-х гг. прошлого века глава храма с уникальным покрытием была безвозвратно утеряна.

Набережная реки Псковы
Набережная реки Великой

Набережные рек Псковы и Великой. В окрестностях Плоской башни можно полюбоваться старинным сооружением и прогуляться по набережной, где слева течет река Великая, а справа в неё впадает река Пскова.

Далее пройдя вдоль западной стены Крома, можно выйти на набережную реки Великой.

Дом Масона, Комсомольский пер., 6

Дом Масона — памятник модерна в архитектуре Пскова начала XX века. Построен в 1909 — 1910 гг. Это Г-образное в плане двухэтажное здание с мезонином. Композиция объемов и фасада выполнена ассиметрично, в декоре использованы элементы ордерной архитектуры и модерна. Свое название этот небольшой жилой дом получил по имени владельца Л.Л. Масона, члена Псковского археологического общества. В XVI — XVIII вв. на месте дома располагался Медведев Златоустовский монастырь с церковью Иоанна Златоуста, построенной в 1541 — 1542 гг. Во второй половине XVIII века монастырь был упразднен, в 1852 г. земельный участок с остатками церкви был продан на аукционе. При реставрации здания в начале нынешнего века здесь были найдены захоронения, относящиеся к монастырскому периоду этого уголка Пскова. Сейчас в Доме Масона находятся фонды Псковского музея-заповедника «Золотая кладовая». Посетители могут ознакомиться со старинными украшениями, драгоценными изделиями, серебряными и золотыми монетами, кладами, найденными на территории Псковской области.

Академический театр драмы имени А.С.Пушкина, Псков, ул. Пушкина, 3.

Академический театр драмы имени А.С.Пушкина, Псков, ул. Пушкина, 3.
В 1898 г. Псковская городская Дума решила отметить 100-лети со дня рождения А.С.Пушкина постройкой в городе Народного дома. По решению правительства была объявлена всероссийская подписка для создания Пушкинского фонда. Из собранных к 1901 г. 100 000 рублей, треть средств была направлена в Псков. Торжественная закладка здания Народного дома состоялась 23 ма 1903 г. в присутствии дяди императора, великого князя Владимира Александровича. Проект Народного дома был разработан псковским городским архитектором Э.А.Гермейером. 4 апреля 1906 г. в новом здании состоялся первый концерт, посвященный памяти Пушкина. До революции на сцене Народного дома выступали В.Ф.Комиссаржевская, М.Г.Савина, Е.П.Корчагина-Алексадровская, К.А.Варламов, В.Н.Давыдов, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.Блок, Айседора Дункан и многие другие известные актер и певцы.

Поганкины палаты, ул. Некрасова, 7

Поганкины палаты. Строительство здания велось с 1671 по 1679 год. В палатах обычно обитали бояре, купцы и князья, ведь подобное жилье было недоступно простым крестьянам. На протяжении чуть более двухсот лет строение использовалось по прямому назначению, пока по указу Николая II оно не было передано Псковскому Археологическому обществу для организации музея.

Палаты выполняют эту роль и по сей день, а внутри расположено множество экспозиций, посвященных русскому творчеству XIV–XX веков.

Палаты Меньшиковых, ул. Советская, 50

Палаты Меньшиковых были построены в XVII веке по заказу Семёна Меньшикова — знатного купца. Последующие пристройки возвели при его сыновьях, но все труды пошли прахом, когда в XVIII веке город охватил мощнейший пожар, практически полностью уничтоживший палаты. Наследники решили не восстанавливать их и просто продали.

Позже здание подверглось реконструкции, и хоть оно утратило свой первоначальный вид, всё равно представляет интерес для всех любителей русского зодчества тех времен.

Рекомендуем прочитать описание М. Анашиной здесь.

Солодежня, ул. Гоголя, 42

Солодежня. Эти жилые палаты построены в первой половине XVII в. Ю.П. Спегальский считал, что первоначально палаты состояли из трех каменных этажей, которые венчал один этаж деревянный. Два нижних этажа отводились под хранение товаров и наиболее ценного имущества и не отапливались. На третьем этаже располагалась повалуша — аналог огромной гостиной комнаты. Повалуша Солодежни составляла 300 квадратных метров, высота потолков около 3 метров. Вдоль четырех стен стояли деревянные лавки, а окна выходили на все четыре стороны. Обогревалось помещение за счет печей, облицованных изразцами зеленого цвета. Здесь хозяева и гости пировали и развлекались. До наших дней сохранились только первые два каменных этажа. Название «Солодежня» закрепилось за зданием 1840 г., когда его владелец, местный купец С.Д. Воронин, стал варить здесь солод. Позднее Солодежня принадлежала И.И. Лапину, который в 1914 г. продал ее Псковскому археологическому обществу. Долгое время в Солодежне размещались фонды краеведческого музея.

Памятник Великой княгине Ольге, Октябрьская пл.

Автор памятника скульптор Вячеслав Клыков, 2003 г. Взор основательницы Пскова, святой равноапостольной княгини Ольги Российской обращен в сторону Кремля и Троицкого собора, который, по преданию был ею и основан. В правой руке Ольга держит крест — символ Православия, а левой рукой как бы оберегает своего маленького внука князя Владимира, будущего Крестителя Руси. Интересен постамент памятника, на котором автор разместил барельеф с 12-ю псковскими и российскими святыми: псковские князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил, князь Александр Невский, преподобные Никандр, Марфа и Васса Псково-Печерская, святитель Тихон (Патриарх Московский и всея Руси), преподобномученик Корнилий Псково-Печерский и священно мученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, преподобная новомученица Елизавета Федоровна и блаженный Николай Салос.

Монумент «Ледовое побоище», гора Соколиха. Координаты: 57.84781740104475, 28.270331364281606

Монумент «Ледовое побоище», Писковичская волость, гора Соколиха

Разгром тевтонских рыцарей 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера надолго останов экспансию ордена в направлении западных земель Российского государства. Александр Невский после победы не только остановился в освобожденном Пскове, но и оставил псковичам «грамоту Александра» — юридически закрепленные нормы административного и уголовного права. Позднее эти нормы вошли в знаменитую Псковскую судную грамоту. Монумент князю Александру Невскому и русской дружине был открыт на горе Соколиха в 1993 г. Авторы памятника, скульптор И.И. Козлов и архитектор П.С. Бутенко, запечатлели святого и благоверного князя Александра Невского в окружении русских дружинников из Пскова, Новгорода, Владимира и Суздаля. Огромная скульптурная композиция из бронзы и гранита, весом 163 тонны, олицетворяет единство и неделимость Русской земли, ее соборность, в которой наши предки находили духовную мощь и опору.