Пряжинское Межозерье

Историко-культурная территория «Пряжинское Межозерье»
Эта территория находится в Пряжинском и частично в Суоярвском районах вокруг озер Шотозеро, Вагатозеро, Крошнозеро. Здесь сохранилась исторически сложившаяся система расселения этнической группы пряжинских (сямозерских) карелов-ливвиков, основу которой составляют исторические поселения, связанные сухопутными и водными путями сообщения, сформировавшимися в течение столетий, и ценное природно-ландшафтное окружение. В исторических поселениях полностью или частично сохранилась традиционная объемно-планировочная структура и историческая застройка, которая представлена традиционными крестьянскими домами-комплексами и отдельно стоящими хозяйственными постройками: амбарами, банями, хлевами. Особую роль в застройке поселений играют часовни, которые вместе с культовыми рощами являются своеобразными архитектурными доминантами. Благодаря сохранившейся исторической среде эти поселения представляют сейчас своеобразные заповедники народного деревянного зодчества и традиционной карельской культуры.


Деревня Вешкелица
Часовня Георгия Победоносца, д. Вешкелица

Село Вешкелица расположена в Суоярвском районе Республики Карелия на берегах сразу семи маленьких озер — Кирикиярви, Маткаярви, Ковераярви и других. Вешкелица изрезано перепадами высот холмов и впадин, крутых берегов. Здесь, как и во всем районе, много каменных гряд, которые сами по себе очень интересны.

Интересна история названия села, которая когда-то была селом, в свою очередь объединявшим несколько населенных пунктов поменьше. Можно предположить, что имя села произошло от слова «вешка» — так называли отметки, обозначавшие санный путь по озерам. Или от слова «векша» — то есть, белка. Ведь платили карелы Великому Новгороду дань именно беличьими шкурками. В центре деревни находятся блочные многоэтажки, а по окраинам еще сохранилась и прежняя планировка, и даже старые дома – начала 20 века.

А еще в Вешкелице есть уникальная часовня Георгия Победоносца, перевезенная сюда из деревни Кангозеро в конце прошлого века.

Установлена часовенка на холме, обдувают серые бревна северные ветра. Эта скромных размеров и скромного вида постройка – отличный пример народной карельской архитектуры. С колокольней, двускатной крышей и тем, что сторонний наблюдатель запросто назовет «верандой» она мало напоминает помпезные культовые сооружения православия. Часовня хотя и выглядит строго, не отпугивает, а напротив, притягивает своей простотой и чистотой линий.


Деревня Маньга
Деревня Маньга
Часовня Рождества Богородицы (XVIII в.)

Маньга — небольшая деревня, расположенная в 12 км к юго-востоку от Пряжи, в средней части этнического ареала карелов-ливвиков. Деревня находится на правом берегу р.Маньга. Через поселение проходит дорога, соединяющая ближайшие села — Пряжу и Крошнозеро.

Территория поселения д.Маньга ограничена с северо-востока крутым холмом. С другой стороны границей деревни является заболоченный берег реки. Эти ландшафтные особенности и определили форму деревни в виде полосы, направленной с юго-востока на северо-запад.

Деревня возникла в середине XVI века и первоначально состояла из 4 домов; позже число домов увеличилось до 11. В 1580-х годах деревня была разорена шведами. Только спустя полвека Маньга была восстановлена и получила дальнейшее развитие.

В течение XVII века количество домов и численность жителей в Маньге значительно колебались, что было связано с неурожайными годами. 

Деревня сохранила типичный облик северного карельского селения. Крупные двухэтажные карельские дома, построенные в конце XIX — начале XX веков, выстроились ровным рядом вдоль улицы. Это типичные для данной территории дома-комплексы, где под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения. Фасады часто богато украшены декором: резьба причелин, полотенца, резные балкончики (на уровне слухового окна).

Во II половине XVIII века в Маньге была построена часовня рождества Богородицы, здание сохранилось до настоящего времени.


Деревня Котчура
Часовня Иоанна Богослова (XVIII в.) в д. Котчура

Деревня Котчура, Пряжинский район, Республика Карелия.

На южном берегу о. Крошнозеро расположилось несколько больших и малых деревень, которые составляют гнездо (групповую систему) населенных пунктов с центром в селе Крошнозеро. Деревня Котчура – одна из малых деревень этой группы. Располагается деревня в 24 км к западу от Пряжи. Жилые дома в Котчуре расположены вдоль берега озера.

Композиционной доминантой строения являются часовня Иоанна Богослова и Священная роща, которые хорошо видны из всех соседних деревень.

Часовня Иоанна Богослова в деревне Котчура построена в конце века. Она расположена в кладбищенской роще на самом берегу озера. Часовня является характерной культовой постройкой пряжинских карел конца XVIII — второй половины XIX веков с хорошо сохранившейся объёмно-планировочной структурой и декоративным убранством. Часовня состоит из храмового помещения и сеней. Над сенями надстроена колокольня на восьмериковом основании, завершающаяся шатром с главкой и крестом. Особенно привлекают посетителей входные ворота. Со всех сторон часовня обнесена оградой из жердей. Ограда имеет два входа, один из которых выполнен в виде рубленых ворот под двускатной крышей с резными причелинами и полотенцем.

Кроме часовни интерес представляют старые могилы с традиционными крестами. От часовни открывается широкая панорама озера Крошнозеро, на противоположном берегу которого находится село с одноименным названием.


Дом жилой Артемьева, нач. XX в.

Деревня Пу́нчойла  — деревня в составе Ведлозерского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры. Расположена на западном берегу озера Омаярви.

Дом жилой Артемьева, нач. XX в., расположен на западной окраине малодворной деревни в наивысшей точке рельефа. Представляет собой дом-комплекс типа «брус» с жилой и хозяйственной частями, объединенными общей двускатной крышей. Жилая часть – одноэтажный на высоком подклете пятистенок с асимметричным перерубом, разделяющим избу и горницу. Хозяйственная часть состоит из двухэтажных сеней, двора со встроенными хлевами и сарая. Декоративное убранство представлено резными причелинами и подзором, кронштейнами-крюками, балконом и сохранившимся на окне сеней наличником.

Историко-архитектурная ценность дома определяется хорошей сохранностью объемно-планировочной структуры, конструктивных элементов, а также элементов декоративного убранства, характерных для построек пряжинских карелов.


Деревня Каменьнаволок
Усадьба Филиппова
Часовня Николая Чудотворца в Каменьнаволоке

Ка́меньнаволок — старинная карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры. Расположена на берегу живописного озера Шотозеро в Пряжинском районе Республики Карелия. Как и все деревни по берегам озера Шотозера — основный промысел местных жителей во все времена — рыбалка.

В деревне находятся три архитектурных памятника — Усадьба ФилипповаЧасовня Николая Чудотворца и старинный поклонный крест. Усадьба Филиппова находится на самом берегу озера, обнесена забором и состоит из дома, большого амбара и бани. Построена она была местными жителями — братьями Филипповыми. В настоящее время это обычный частный дом. Часовня и поклонный крест являются одними из интереснейших памятников православной архитектуры и христианского наследия.

В деревне находится памятник архитектуры середины XIX века — часовня Николая Чудотворца с поклонным крестом. Часовня расположена в самом начале деревни, если ехать со стороны деревни Соддер. На территории деревенского кладбища, в самом центре густого ельника. Часовня представляет собой традиционную для того времени постройку клетского типа. Основное здание состоит из молельного помещения, сеней и небольшого крыльца. Над пространством сеней возвышается колокольня. Само здание целиком деревянное, внутри и снаружи обшитое тесом. На колокольню ведет лестница из сеней. В нескольких метрах от здания часовни находится поклонный шестиконечный крест. Установлен он на деревянной площадке, крытой резной кровлей.

Поклонный крест

Деревня Ламбисельга
Дом семьи Кульковых, д. Ламбисельга
Рига из деревни Ламбисельга (музей-заповедник «Кижи»)

Деревня Ламбисельга, Пряжинский район, Республика Карелия.

Расположена вблизи озера Миккельское.

Ламбисельга — маленькая деревня в южной Карелии. Зимой там проживают всего три семьи — все карелы.
Здесь кругом лес, да и озеро не очень близко. Большинство домов в деревне на самой горе (сельге), а ламбушка (маленькое озеро) под горой, от деревни метров 300. К тому же заросла теперь ламбушка, и из деревни ее не видно.

Одним из ярких архитектурных акцентов деревни Ламбисельга является дом семьи Кульковых (конец ХIХ в.). Дом представляет историко-архитектурную ценность благодаря сохранившейся объемно-планировочной структуре и своеобразному декору фронтонной части фасада. Он расположен в центре деревни и ориентирован главным фасадом на улицу. Дом-комплекс типа «брус», состоит из жилой и хозяйственной частей под разновысокими двускатными кровлями. Главный фасад и выпуски бревен сруба обшиты тесом. В хозяйственную часть здания, состоящую из двора-сарая с хлевами, ведут ворота со стороны бокового фасада. Некогда богатое декоративное убранство сохранилось фрагментарно и представлено резными причелинами и подзорами, кронштейнами-крюками, остатками декоративного балкона.

Памятник архитектуры начала XX века — рига из деревни Ламбисельга была перенесена в музей-заповедник «Кижи».


Деревня Гонгалицы
Часовня Святого Власия, д. Гонгалицы

Гонгана́лица  — деревня в составе Крошнозерского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия.

Расположена на северо-западном берегу озера Крошнозеро.

В деревне находится памятник архитектуры — деревянная часовня Власия (XIX век).

Часовня расположена на берегу озера Крошнозеро, у въезда в деревню, в еловой кладбищенской роще. Культовая роща с часовней замыкает перспективу деревенской улицы и является природно-архитектурной доминантой поселения. Часовня представляет собой трехчастную клетскую культовую постройку, состоящую из молельного помещения и притвора с перестроенной галереей под самостоятельными двускатными крышами. На крыше молельни установлен крест.

Представляет историко-архитектурную ценность как пример традиционной для Южной Карелии культовой постройки, в основном сохранившей первоначальную объемно-планировочную структуру и играющей существенную композиционную роль в планировке и застройке поселения.


Село Крошнозеро
Часовня Николая Чудотворца, с. Крошнозеро

Село Крошнозеро, Пряжинский район, Республика Карелия.

Село Крошнозеро является административным центром Крошнозерского сельского поселения. Расположено на юго-восточном берегу озера Крошнозеро в 76 км от Петрозаводска. Находится на автотрассе Р21 (Пряжа — Леметти).

Село растянулось на 10 километров вдоль берега озера Крошнозера. Легенда о названии озера Крошнозера говорит о том, что местные рыбаки складывали рыбу в переносные «крошни». Крошня – берестяной заплечный кошель для переноски рыбы. Кошель плели особым образом, что он мог менять размеры.

Около 1560-х годов (примерно 450 лет назад) появились первые жители на северном берегу озера. По легенде первого жителя звали Спирко (Спиридон). А деревню назвали — Спиридон–Наволок. А позже на противоположном берегу был построен еще один дом, который положил начало деревни Котчура (по-карельски «коди» — дом, «чура» — сторона).

Село впервые упоминается в писцовых книгах XVI века в составе Обонежской пятины Новгородской феодальной республики. Во время Великой Отечественной войны на территории Крошнозера располагался концлагерь советских военнопленных.

Центральная часть современного Крошнозера — достаточно молодое поселение, которое застраивалось уже в 20 веке — во время активных лесоразработок и строительства новых дорог в сторону финской границы. В начале 21 века, в связи с возрождением Православия на Карельской земле, возникла необходимость в строительстве нового храма, так как ближайшая сохранившая Часовня Иоанна Богослова находиться достаточно далеко почти в 5 километрах — в деревне Котчура.

Покровителем крошнозерцев  с давних времен считается Святитель Николай Чудотворец. Во имя этого Святого и была построена Часовня Николая Чудотворца.


Деревня Нижняя Салма

Деревня Нижняя Салма, Пряжинский район, Республика Карелия.

Нижняя Салма расположена в северной части этнического ареала карел-ливвиков, на автодороге Крошнозеро — Эссойла, на северо-западном берегу озера Вагатозеро.
К 1646 году нынешняя Нижняя Салма именуется «В Ахтирсалмы на реке на Илде под порогом у озера Важгоды» и включает 2 жилых крестьянских двора.
Это была деревня боярщины Настасьи. Кстати, река, упоминаемая во всех трёх источниках под разными названиями: Шойда, Ива, Илда — это Шуя, точнее, участок Шуи между Шотозером и Вагатозером.

В списке населённых мест 1905 года значится как Нижняя салма (Ала-салма), Сямозерская волость, Петрозаводский уезд. Население 107 человек. Среди домашних животных 28 лошадей, 67 коров и 144 головы прочего скота.

О судьбе одной семьи из деревни Нижняя Салми можно прочитать здесь.


Деревня Киндасово
Часовня во ия Введения во храм Пресвятой Богородицы, д. Киндасово

Киндасово — это небольшая деревня, что расположена в живописной излучине р. Шуя, в 10 км от пгт Пряжа. Первое упоминание о селении встречается в письменных источниках в 1496 году.

Деревня Киндасово, что в переводе с карельского означает «Рукавицыно», расположена в 50-ти километрах от г. Петрозаводска (федеральная трасса «Петрозаводск — Санкт-Петербург»).

Её обитатели — киндасовцы — простодушные и незадачливые жители, о которых по всей Карелии ходят байки и легенды, пересказывать которые хватит еще не одному поколению киндасовских гостей.

В 1972 году впервые выходит книга киндасовских баек «Kaskuja. Были-небылицы». Составитель и переводчик А.С. Степанова, переиздание которой совершено в 2004 и 2019 годах.

С 1985 года, в третьи выходные июня в деревне Киндасово ежегодно проводится сельский фольклорный праздник юмора под открытым небом или Международный фестиваль сельского юмора «Киндасово». Инициатором проведения праздника стала известный в Карелии фольклорист Виола Мальми. На праздник собираются весельчаки и юмористы из разных уголков Карелии, России и зарубежных стран.

В 2002 году архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил в деревне Киндасово шатровую часовенку во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, размером 4х4 метра, увенчанную маковкой и выполненную в древних плотницких традициях Русского Севера.

 


Деревня Ведлозеро
Церковь Илии Пророка, 2007 г., д. Ведлозеро

Село Ведлозеро —  центр Ведлозерского сельского поселения Пряжинского района располагается в 44 км к западу от поселка Пряжа, в 91 км к юго-западу от г. Петрозаводска на берегу озера  Ведлозеро. Село находится 1 км от автодороги Сортавала – Пряжа.

Известно с 16 в. Ведлозеро включает поселения, которые до 1957 были самостоятельными деревнями: Заячья сельга, Рожнаволок, погост и Речное Устье.

Известно, что в 1800 году в деревне стояло 2 церкви — зимняя Никольская и летний храм Илии Пророка. В безбожные годы советской власти Ильинская церковь была упразднена и переделана в спортзал, а чуть позднее, в 80-е годы, ее и вовсе разобрали. .

Никольская церковь давала яркое представление об архитектуре древних клетских церквей с шатровым венчанием. Местные жители называли эту церковь Погостинской, потому что рядом находилось кладбище. В церкви была помещена икона святого Николая угодника – единственная, которой поклонялись православные верующие. Позднее она была сожжена. Превращенная в годы советской власти в одно из зданий школы Никольская церковь сгорела в 60-х годах. Ильинская церковь именовалась так по находившейся в ней иконе Илии Пророка. В годы советской власти здание церкви было переоборудовано в спортзал, а в начале 80-х годов ХХ века разобрано.

В конце 2006 года началось строительство церкви Илии Пророка. А 14 июля 2007 года в храме отслужили первую службу.


Деревня Кинерма
Деревня Кинерма
Часовня Смоленской иконы Божией Матери (конец VII — начало XVIII вв.)

Проживание в исторической деревне, организация питания с блюдами карельской кухни, баня по-черному, посещении выставки, посвященой истории деревни, и мастер-классов по изготовлению обрядовой куклы и выпечке калиток.

Контактное лицо — Калмыкова Надежда Викторовна
Тел.: 8 (921) 22-62-049
E-mail: nadjuska1@rambler.ru

Деревня Кинерма находится в Пряжинском районе, в 100 километрах от Петрозаводска, недалеко от Ладожского озера и международного туристского маршрута «Голубая дорога», в 6 км от села Ведлозеро.

В удивительных по красоте и природной первозданности местах Пряжинского района затерялась она. Пo-карельски Киннермяги, Мяги – гора, Кинер — имя, а что оно означает – топонимика не дает ответа.

Всю деревню можно обойти за полчаса: 17 домов, 7 бань, старое кладбище и часовня. Впрочем, и в былые времена Кинерма не отличалась размахом — всего на четыре двора было больше. Зато сколько было полей и покосов!

История деревни прослеживается, начиная с 1563 года, с первого упоминания о ней в исторических источниках. Было тогда здесь всего четыре дома. До ближайшего озера — километра полтора. Но это не смутило Маккулу Захарова и тех, кто следом поселился в этих местах. Зато земли плодородные! Всего 20 лет радовались немногочисленные жители Кинермы богатым урожаям — шведы сожгли деревню. Но сын Миккулы — Кирилл — оживил пепелище.

Не зря говорят — беда одна не ходит. В начале XVII века Кинерма пострадала от рук литовцев и русских казаков: И теперь уже внук Миккулы — Миихкали взялся за возрождение родового гнезда. 3накомишься с этими историческими материалами и тихо завидуешь: насколько было сильно у наших предков чувство родства.

Выжила деревня и в годы сталинских репрессий. Никто не пострадал, хотя и считалась Кинерма зажиточной, приезжали на сезонные работы крестьяне из окрестных поселений. Деревня защитила от репрессий, никого не дала в обиду.

Всем миром отстояли местные жители и часовню Смоленской Богоматери, что до сих пор величаво стоит в центре Кинермы. Место святое и по дошедшей до нас легенде. Сказывают, обронил в поле доблестный воин свой крест. Подобрали его местные и отнесли в другое место, но на следующее утро он снова возлежал там, где его нашли. Так было несколько раз, пока крест не обрел свое место. Тут и решили строить часовню.

А это уже не легенда: часовню строил один мастер 200 лет тому назад. Был он швед или финн, так как только они делали срубы из отесанных, а не круглых бревен.

Часовня Смоленской Богоматери относится к концу XVII — началу XVIII века. Это типичная для юго-западной Карелии развитая культовая постройка, представляющая историко-культурную ценность. По преданию место постройки часовни указала сама икона, чудесным образом явившись в полях. Чудотворная икона Божьей Матери всегда привлекала множество паломников, чему свидетельствует богатый, чудом сохранившийся резной иконостас. Сегодня икона хранится в Музее Изобразительных искусств Республики Карелия. Часовня состоит на государственной охране как памятник архитектуры.