Историко-культурная территория «Пряжинское Межозерье»
Эта территория находится в Пряжинском и частично в Суоярвском районах вокруг озер Шотозеро, Вагатозеро, Крошнозеро. Здесь сохранилась исторически сложившаяся система расселения этнической группы пряжинских (сямозерских) карелов-ливвиков, основу которой составляют исторические поселения, связанные сухопутными и водными путями сообщения, сформировавшимися в течение столетий, и ценное природно-ландшафтное окружение. В исторических поселениях полностью или частично сохранилась традиционная объемно-планировочная структура и историческая застройка, которая представлена традиционными крестьянскими домами-комплексами и отдельно стоящими хозяйственными постройками: амбарами, банями, хлевами. Особую роль в застройке поселений играют часовни, которые вместе с культовыми рощами являются своеобразными архитектурными доминантами. Благодаря сохранившейся исторической среде эти поселения представляют сейчас своеобразные заповедники народного деревянного зодчества и традиционной карельской культуры.
Село Вешкелица расположена в Суоярвском районе Республики Карелия на берегах сразу семи маленьких озер — Кирикиярви, Маткаярви, Ковераярви и других. Вешкелица изрезано перепадами высот холмов и впадин, крутых берегов. Здесь, как и во всем районе, много каменных гряд, которые сами по себе очень интересны.
Интересна история названия села, которая когда-то была селом, в свою очередь объединявшим несколько населенных пунктов поменьше. Можно предположить, что имя села произошло от слова «вешка» — так называли отметки, обозначавшие санный путь по озерам. Или от слова «векша» — то есть, белка. Ведь платили карелы Великому Новгороду дань именно беличьими шкурками. В центре деревни находятся блочные многоэтажки, а по окраинам еще сохранилась и прежняя планировка, и даже старые дома – начала 20 века.
А еще в Вешкелице есть уникальная часовня Георгия Победоносца, перевезенная сюда из деревни Кангозеро в конце прошлого века.
Установлена часовенка на холме, обдувают серые бревна северные ветра. Эта скромных размеров и скромного вида постройка – отличный пример народной карельской архитектуры. С колокольней, двускатной крышей и тем, что сторонний наблюдатель запросто назовет «верандой» она мало напоминает помпезные культовые сооружения православия. Часовня хотя и выглядит строго, не отпугивает, а напротив, притягивает своей простотой и чистотой линий.
Маньга — небольшая деревня, расположенная в 12 км к юго-востоку от Пряжи, в средней части этнического ареала карелов-ливвиков. Деревня находится на правом берегу р.Маньга. Через поселение проходит дорога, соединяющая ближайшие села — Пряжу и Крошнозеро.
Территория поселения д.Маньга ограничена с северо-востока крутым холмом. С другой стороны границей деревни является заболоченный берег реки. Эти ландшафтные особенности и определили форму деревни в виде полосы, направленной с юго-востока на северо-запад.
Деревня возникла в середине XVI века и первоначально состояла из 4 домов; позже число домов увеличилось до 11. В 1580-х годах деревня была разорена шведами. Только спустя полвека Маньга была восстановлена и получила дальнейшее развитие.
В течение XVII века количество домов и численность жителей в Маньге значительно колебались, что было связано с неурожайными годами.
Деревня сохранила типичный облик северного карельского селения. Крупные двухэтажные карельские дома, построенные в конце XIX — начале XX веков, выстроились ровным рядом вдоль улицы. Это типичные для данной территории дома-комплексы, где под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения. Фасады часто богато украшены декором: резьба причелин, полотенца, резные балкончики (на уровне слухового окна).
Во II половине XVIII века в Маньге была построена часовня рождества Богородицы, здание сохранилось до настоящего времени.
Деревня Котчура, Пряжинский район, Республика Карелия.
На южном берегу о. Крошнозеро расположилось несколько больших и малых деревень, которые составляют гнездо (групповую систему) населенных пунктов с центром в селе Крошнозеро. Деревня Котчура – одна из малых деревень этой группы. Располагается деревня в 24 км к западу от Пряжи. Жилые дома в Котчуре расположены вдоль берега озера.
Композиционной доминантой строения являются часовня Иоанна Богослова и Священная роща, которые хорошо видны из всех соседних деревень.
Часовня Иоанна Богослова в деревне Котчура построена в конце века. Она расположена в кладбищенской роще на самом берегу озера. Часовня является характерной культовой постройкой пряжинских карел конца XVIII — второй половины XIX веков с хорошо сохранившейся объёмно-планировочной структурой и декоративным убранством. Часовня состоит из храмового помещения и сеней. Над сенями надстроена колокольня на восьмериковом основании, завершающаяся шатром с главкой и крестом. Особенно привлекают посетителей входные ворота. Со всех сторон часовня обнесена оградой из жердей. Ограда имеет два входа, один из которых выполнен в виде рубленых ворот под двускатной крышей с резными причелинами и полотенцем.
Кроме часовни интерес представляют старые могилы с традиционными крестами. От часовни открывается широкая панорама озера Крошнозеро, на противоположном берегу которого находится село с одноименным названием.
Деревня Пу́нчойла — деревня в составе Ведлозерского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры. Расположена на западном берегу озера Омаярви.
Дом жилой Артемьева, нач. XX в., расположен на западной окраине малодворной деревни в наивысшей точке рельефа. Представляет собой дом-комплекс типа «брус» с жилой и хозяйственной частями, объединенными общей двускатной крышей. Жилая часть – одноэтажный на высоком подклете пятистенок с асимметричным перерубом, разделяющим избу и горницу. Хозяйственная часть состоит из двухэтажных сеней, двора со встроенными хлевами и сарая. Декоративное убранство представлено резными причелинами и подзором, кронштейнами-крюками, балконом и сохранившимся на окне сеней наличником.
Историко-архитектурная ценность дома определяется хорошей сохранностью объемно-планировочной структуры, конструктивных элементов, а также элементов декоративного убранства, характерных для построек пряжинских карелов.
Ка́меньнаволок — старинная карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры. Расположена на берегу живописного озера Шотозеро в Пряжинском районе Республики Карелия. Как и все деревни по берегам озера Шотозера — основный промысел местных жителей во все времена — рыбалка.
В деревне находятся три архитектурных памятника — Усадьба Филиппова, Часовня Николая Чудотворца и старинный поклонный крест. Усадьба Филиппова находится на самом берегу озера, обнесена забором и состоит из дома, большого амбара и бани. Построена она была местными жителями — братьями Филипповыми. В настоящее время это обычный частный дом. Часовня и поклонный крест являются одними из интереснейших памятников православной архитектуры и христианского наследия.
В деревне находится памятник архитектуры середины XIX века — часовня Николая Чудотворца с поклонным крестом. Часовня расположена в самом начале деревни, если ехать со стороны деревни Соддер. На территории деревенского кладбища, в самом центре густого ельника. Часовня представляет собой традиционную для того времени постройку клетского типа. Основное здание состоит из молельного помещения, сеней и небольшого крыльца. Над пространством сеней возвышается колокольня. Само здание целиком деревянное, внутри и снаружи обшитое тесом. На колокольню ведет лестница из сеней. В нескольких метрах от здания часовни находится поклонный шестиконечный крест. Установлен он на деревянной площадке, крытой резной кровлей.
Деревня Ламбисельга, Пряжинский район, Республика Карелия.
Расположена вблизи озера Миккельское.
Ламбисельга — маленькая деревня в южной Карелии. Зимой там проживают всего три семьи — все карелы.
Здесь кругом лес, да и озеро не очень близко. Большинство домов в деревне на самой горе (сельге), а ламбушка (маленькое озеро) под горой, от деревни метров 300. К тому же заросла теперь ламбушка, и из деревни ее не видно.
Одним из ярких архитектурных акцентов деревни Ламбисельга является дом семьи Кульковых (конец ХIХ в.). Дом представляет историко-архитектурную ценность благодаря сохранившейся объемно-планировочной структуре и своеобразному декору фронтонной части фасада. Он расположен в центре деревни и ориентирован главным фасадом на улицу. Дом-комплекс типа «брус», состоит из жилой и хозяйственной частей под разновысокими двускатными кровлями. Главный фасад и выпуски бревен сруба обшиты тесом. В хозяйственную часть здания, состоящую из двора-сарая с хлевами, ведут ворота со стороны бокового фасада. Некогда богатое декоративное убранство сохранилось фрагментарно и представлено резными причелинами и подзорами, кронштейнами-крюками, остатками декоративного балкона.
Памятник архитектуры начала XX века — рига из деревни Ламбисельга была перенесена в музей-заповедник «Кижи».
Гонгана́лица — деревня в составе Крошнозерского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия.
Расположена на северо-западном берегу озера Крошнозеро.
В деревне находится памятник архитектуры — деревянная часовня Власия (XIX век).
Часовня расположена на берегу озера Крошнозеро, у въезда в деревню, в еловой кладбищенской роще. Культовая роща с часовней замыкает перспективу деревенской улицы и является природно-архитектурной доминантой поселения. Часовня представляет собой трехчастную клетскую культовую постройку, состоящую из молельного помещения и притвора с перестроенной галереей под самостоятельными двускатными крышами. На крыше молельни установлен крест.
Представляет историко-архитектурную ценность как пример традиционной для Южной Карелии культовой постройки, в основном сохранившей первоначальную объемно-планировочную структуру и играющей существенную композиционную роль в планировке и застройке поселения.
Село Крошнозеро, Пряжинский район, Республика Карелия.
Село Крошнозеро является административным центром Крошнозерского сельского поселения. Расположено на юго-восточном берегу озера Крошнозеро в 76 км от Петрозаводска. Находится на автотрассе Р21 (Пряжа — Леметти).
Село растянулось на 10 километров вдоль берега озера Крошнозера. Легенда о названии озера Крошнозера говорит о том, что местные рыбаки складывали рыбу в переносные «крошни». Крошня – берестяной заплечный кошель для переноски рыбы. Кошель плели особым образом, что он мог менять размеры.
Около 1560-х годов (примерно 450 лет назад) появились первые жители на северном берегу озера. По легенде первого жителя звали Спирко (Спиридон). А деревню назвали — Спиридон–Наволок. А позже на противоположном берегу был построен еще один дом, который положил начало деревни Котчура (по-карельски «коди» — дом, «чура» — сторона).
Село впервые упоминается в писцовых книгах XVI века в составе Обонежской пятины Новгородской феодальной республики. Во время Великой Отечественной войны на территории Крошнозера располагался концлагерь советских военнопленных.
Центральная часть современного Крошнозера — достаточно молодое поселение, которое застраивалось уже в 20 веке — во время активных лесоразработок и строительства новых дорог в сторону финской границы. В начале 21 века, в связи с возрождением Православия на Карельской земле, возникла необходимость в строительстве нового храма, так как ближайшая сохранившая Часовня Иоанна Богослова находиться достаточно далеко почти в 5 километрах — в деревне Котчура.
Покровителем крошнозерцев с давних времен считается Святитель Николай Чудотворец. Во имя этого Святого и была построена Часовня Николая Чудотворца.
Деревня Нижняя Салма, Пряжинский район, Республика Карелия.
Нижняя Салма расположена в северной части этнического ареала карел-ливвиков, на автодороге Крошнозеро — Эссойла, на северо-западном берегу озера Вагатозеро.
К 1646 году нынешняя Нижняя Салма именуется «В Ахтирсалмы на реке на Илде под порогом у озера Важгоды» и включает 2 жилых крестьянских двора.
Это была деревня боярщины Настасьи. Кстати, река, упоминаемая во всех трёх источниках под разными названиями: Шойда, Ива, Илда — это Шуя, точнее, участок Шуи между Шотозером и Вагатозером.
В списке населённых мест 1905 года значится как Нижняя салма (Ала-салма), Сямозерская волость, Петрозаводский уезд. Население 107 человек. Среди домашних животных 28 лошадей, 67 коров и 144 головы прочего скота.
О судьбе одной семьи из деревни Нижняя Салми можно прочитать здесь.
Киндасово — это небольшая деревня, что расположена в живописной излучине р. Шуя, в 10 км от пгт Пряжа. Первое упоминание о селении встречается в письменных источниках в 1496 году.
Деревня Киндасово, что в переводе с карельского означает «Рукавицыно», расположена в 50-ти километрах от г. Петрозаводска (федеральная трасса «Петрозаводск — Санкт-Петербург»).
Её обитатели — киндасовцы — простодушные и незадачливые жители, о которых по всей Карелии ходят байки и легенды, пересказывать которые хватит еще не одному поколению киндасовских гостей.
В 1972 году впервые выходит книга киндасовских баек «Kaskuja. Были-небылицы». Составитель и переводчик А.С. Степанова, переиздание которой совершено в 2004 и 2019 годах.
С 1985 года, в третьи выходные июня в деревне Киндасово ежегодно проводится сельский фольклорный праздник юмора под открытым небом или Международный фестиваль сельского юмора «Киндасово». Инициатором проведения праздника стала известный в Карелии фольклорист Виола Мальми. На праздник собираются весельчаки и юмористы из разных уголков Карелии, России и зарубежных стран.
В 2002 году архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил в деревне Киндасово шатровую часовенку во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, размером 4х4 метра, увенчанную маковкой и выполненную в древних плотницких традициях Русского Севера.
Село Ведлозеро — центр Ведлозерского сельского поселения Пряжинского района располагается в 44 км к западу от поселка Пряжа, в 91 км к юго-западу от г. Петрозаводска на берегу озера Ведлозеро. Село находится 1 км от автодороги Сортавала – Пряжа.
Известно с 16 в. Ведлозеро включает поселения, которые до 1957 были самостоятельными деревнями: Заячья сельга, Рожнаволок, погост и Речное Устье.
Известно, что в 1800 году в деревне стояло 2 церкви — зимняя Никольская и летний храм Илии Пророка. В безбожные годы советской власти Ильинская церковь была упразднена и переделана в спортзал, а чуть позднее, в 80-е годы, ее и вовсе разобрали. .
Никольская церковь давала яркое представление об архитектуре древних клетских церквей с шатровым венчанием. Местные жители называли эту церковь Погостинской, потому что рядом находилось кладбище. В церкви была помещена икона святого Николая угодника – единственная, которой поклонялись православные верующие. Позднее она была сожжена. Превращенная в годы советской власти в одно из зданий школы Никольская церковь сгорела в 60-х годах. Ильинская церковь именовалась так по находившейся в ней иконе Илии Пророка. В годы советской власти здание церкви было переоборудовано в спортзал, а в начале 80-х годов ХХ века разобрано.
В конце 2006 года началось строительство церкви Илии Пророка. А 14 июля 2007 года в храме отслужили первую службу.
Проживание в исторической деревне, организация питания с блюдами карельской кухни, баня по-черному, посещении выставки, посвященой истории деревни, и мастер-классов по изготовлению обрядовой куклы и выпечке калиток.
Контактное лицо — Калмыкова Надежда Викторовна
Тел.: 8 (921) 22-62-049
E-mail: nadjuska1@rambler.ru
Деревня Кинерма находится в Пряжинском районе, в 100 километрах от Петрозаводска, недалеко от Ладожского озера и международного туристского маршрута «Голубая дорога», в 6 км от села Ведлозеро.
В удивительных по красоте и природной первозданности местах Пряжинского района затерялась она. Пo-карельски Киннермяги, Мяги – гора, Кинер — имя, а что оно означает – топонимика не дает ответа.
Всю деревню можно обойти за полчаса: 17 домов, 7 бань, старое кладбище и часовня. Впрочем, и в былые времена Кинерма не отличалась размахом — всего на четыре двора было больше. Зато сколько было полей и покосов!
История деревни прослеживается, начиная с 1563 года, с первого упоминания о ней в исторических источниках. Было тогда здесь всего четыре дома. До ближайшего озера — километра полтора. Но это не смутило Маккулу Захарова и тех, кто следом поселился в этих местах. Зато земли плодородные! Всего 20 лет радовались немногочисленные жители Кинермы богатым урожаям — шведы сожгли деревню. Но сын Миккулы — Кирилл — оживил пепелище.
Не зря говорят — беда одна не ходит. В начале XVII века Кинерма пострадала от рук литовцев и русских казаков: И теперь уже внук Миккулы — Миихкали взялся за возрождение родового гнезда. 3накомишься с этими историческими материалами и тихо завидуешь: насколько было сильно у наших предков чувство родства.
Выжила деревня и в годы сталинских репрессий. Никто не пострадал, хотя и считалась Кинерма зажиточной, приезжали на сезонные работы крестьяне из окрестных поселений. Деревня защитила от репрессий, никого не дала в обиду.
Всем миром отстояли местные жители и часовню Смоленской Богоматери, что до сих пор величаво стоит в центре Кинермы. Место святое и по дошедшей до нас легенде. Сказывают, обронил в поле доблестный воин свой крест. Подобрали его местные и отнесли в другое место, но на следующее утро он снова возлежал там, где его нашли. Так было несколько раз, пока крест не обрел свое место. Тут и решили строить часовню.
А это уже не легенда: часовню строил один мастер 200 лет тому назад. Был он швед или финн, так как только они делали срубы из отесанных, а не круглых бревен.
Часовня Смоленской Богоматери относится к концу XVII — началу XVIII века. Это типичная для юго-западной Карелии развитая культовая постройка, представляющая историко-культурную ценность. По преданию место постройки часовни указала сама икона, чудесным образом явившись в полях. Чудотворная икона Божьей Матери всегда привлекала множество паломников, чему свидетельствует богатый, чудом сохранившийся резной иконостас. Сегодня икона хранится в Музее Изобразительных искусств Республики Карелия. Часовня состоит на государственной охране как памятник архитектуры.