Сямозерье

Сямозерье — это то район компактного проживания карел-ливвиков вокруг великолепного Сямозера, сохранивших здесь свой язык, традиционную архитектуру крестьянской избы, украшенную своеобразной резьбой по дереву. До сего дня здесь можно встретить мастеров различных промыслов, хранящих традиции своих дедов в обработке дерева, изготовлении различных изделий, без которых невозможно себе представить быт местного населения — лодок, рыболовных снастей, плетеных из бересты кошелей, туесов, корзин, орудий труда для сенокоса, обработки земли и орудий охоты..

Это край сравнительно небольшой, но уникальный по богатству памятников истории, материальной и духовной культуры коренного населения — сямозерских карел.

Непередаваемо прекрасна его природа, сохранившая свою прелесть даже в условиях интенсивного хозяйственного использования наших лесов, строительства дорог, линий электропередачи и связи, мелиорации и строительства дачных поселков.

Деревня Сямозеро
Дом Ипатовой. Деревня Сямозеро

Деревня Сямозеро в настоящее время представляет собой сочетание построек прежних лет и дачных участков.

Одним из примечательных архитектурных строений является расположенный в прибрежной части деревни жилой дом Ипатовой 1921 г. Дом представляет историко-архитектурную ценность как пример крестьянской постройки Сямозерья начала ХХ века с хорошо сохранившейся объёмно-планировочной структурой, конструктивными и декоративными элементами.

Это дом-комплекс типа «брус» с жилой и хозяйственной частями под самостоятельными крышами. Декоративное убранство представлено двухъярусными кронштейнами-крюками, причелинами и балконом с резными столбиками и ажурным ограждением.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Деревня Ахпойла
Часовня Сошествия Святого духа (XVI век)

Деревня Ахпойла находится на южном берегу озера Сямозера. Деревня упоминается уже в XVI — XVII вв. Именно здесь на территории деревенского кладбища и находится одна из самых старых часовен республики Карелия. Этот уникальный памятник XVI века сейчас находится под охраной государства.

Часовня Сошествия Святого духа (XVI век), расположенная на окраине деревни у кладбищенской рощи, очень хороша своей завершенностью и гармонией с окружающей природой.

Часовня Сошествия Святого Духа на апостолов (XVI в.) представляет историко-архитектурную ценность как одна из древнейших культовых построек Карелии с архаичными конструктивными элементами и является памятником федерального значения.

Состоит из молельни и притвора под самостоятельными двускатными крышами. Молельня увенчана выполненной из цельного дерева главкой с крестом. Перед входом расположено приставное рубленое крыльцо.Имеет ценность как одна из древнейших культовых построек Карелии с архаичными конструктивными элементами.

Само здание часовни полностью деревянное. Состоит из молельной комнаты и небольшого притвора. Каждое из помещений имеет свою самостоятельную кровлю. Над пространством молельни высится небольшая главка с шестиконечным крестом. Перед основным входом находится рубленное крытое крыльцо. Декоративное убранство часовни представлено резьбой по дереву.

Реставрацию в свое время проводил известный архитектор — Ополовников Александр Викторович.


Деревня Чуралахти
Часовня Александра Свирского (1-ая пол. XIX в.)

Деревня Чуралахта — старинная карельская деревня в ареале обитания сямозерских карел-ливвиков. Расположена на берегу большого озера Сямозера.

Первые упоминания о Чуралахте относятся к 1782 году.

В деревне в окружении деревенской застройки находится Часовня Александра Свирского (1-ая пол. XIX в).

Часовня представляет собой компактную культовую постройку с объединенными общей двухскатной крышей молельным помещением и притвором без окон. Над притвором надстроена колокольня на высоком четвериковом основании, покрытая колпаком на четырех столбах. Декоративное убранство представлено резным ограждением и подзором на звоннице.

Представляет историко-архитектурную ценность как традиционная карельская культовая постройка, играющая важную роль в формировании среды поселения.


Д. Чуйнаволок
Часовня Святителя Николая и Ильи Пророка (XVIII в.)

Деревня Чуйнаволок — старинная карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры.

Дома старой части деревни расположены вдоль озера.

В Чуйнаволоке сохранился Жилой дом Лукиной (нач. XX в.) Он располагается у въезда в деревню со стороны Кутижмы, между берегом залива озера Сямозеро и транзитной автодорогой.
Дом-комплекс типа «брус» с жилой частью и уширенным двором-сараем под самостоятельными крышами. Жилая часть — одноэтажный на высоком подклете пятистенок с асимметричным продольным перерубом, разделяющим избу и горницу. В обоих помещениях сохранились русские печи. Задняя часть дома состоит из нескольких срубов, включающих помимо сеней ряд помещений жилого и хозяйственного назначения.

Так же сохранился жилой дом Бердника (2-я пол. XIX в.), расположенный в центре деревни, лицевым фасадом ориентирован на озеро Сямозеро. Благодаря значительному объему играет важную роль в формировании застройки поселения.

В деревне сохраняется памятник архитектуры федерального значения — деревянная часовня Святителя Николая и Ильи Пророка (XVIII век).
Памятник архитектуры второй половины XVIII века — поклонный крест из деревни Чуйнаволок был перенесен в музей-заповедник «Кижи».


Деревня Лахта
Часовня св. Пантелеймона (начало XX века)
Часовня иконы Божией Матери «Троеручица» (XIX век)

Деревня старинная — по разным данным первые сведения о ней тянутся с 15 века. Расположена в северной части этнического ареала карел-ливвиков, на северном берегу озера Сямозеро.

Слово «лахта» означает «залив». Деревня Лахта получила такое название в далекой древности именно из-за своего расположения на берегу большого сямозерского залива. В 1834 году в деревне Лахта проживало 17 семей. Население насчитывало свыше 180 человек. В 1926 году дворов в деревне было уже 39, хотя количество людей выросло незначительно — до 207 человек. До нынешнего времени в Лахте сохранились старые карельские дома.

Деревня Лахта состоит из трех «районов» — это малые деревни, что были объединены в одну: Трофимнаволок, Корбинаволок и сама Лахта.

Также считается, что было небольшое поселение на острове Элойсвари (в народе «Остров Жилой») — сейчас там только старая часовня св. Пантелеймона (начало XX века). Точнее часовня-пенал, которая была построена для сохранения старинного поклонного креста.

На кладбище в деревне Лахта есть еще одна часовня — часовня иконы Божией Матери «Троеручица» (XIX век). Часовня срублена в ХIХ веке в качестве прикладбищенской часовни. Основное помещение по центру крыши увенчано главкой в виде стилизованной луковки усеченной формы с крестом. Часовня очень аккуратная и миниатюрная. За ее маленький размер она особенно нравится детям. Часовня всегда открыта для прихожан и видна с основной дороги в сторону деревни Кудама.

Дом дьячка (по словам местных жителей)

Деревня Курмойла
Один из домов д. Курмойлы

Деревня Курмойла – древнее поселение, расположенное на берегах Сямозера в Карелии. Жители Курмойлы, как и всех ближайших селений, промышляют в основном огородничеством и тем уловом, что щедро дарит озеро.

Недалеко от Курмойлы расположены интересные археологические памятники, представляющие собой остатки древних поселений: жилищные впадины, кострища, многочисленные предметы быта древних жителей Сямозерья. Материалы из поселений хранятся в Эрмитаже и в фондах Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН.

В 1926 году в деревне провели перепись населения и установили, что живет в ней 149 человек, а дворов всего 26. Сейчас их 43, но настоящих деревенских домов всего 10, остальные просто летние домики. И старожилов осталось всего 10 человек.

В 2010 году была открыта небольшая часовня\молельный дом. В старину в Курмойле уже была часовня, рядышком с кладбищем. Названа была в честь святого Иоанна Новгородского. Но в то страшное время, когда власти Советов занимались богоборчеством, часовню отдали народу под клуб, а затем передали погорельцам под постоянное жилье. 

Локкины, Трофимовы, Ермолаевы – вот те немногие фамилии людей, предки которых были отцами-основателями деревни и жили тут испокон веков.


Деревня Сяргилахта
Д. Сяргилахта
Часовня Спаса Нерукотворного образа (конец XVIII в.)

Деревня Сяргилахта находится в 15 км от Эссойлы на живописном берегу Сямозера. Название деревни происходит от двух карельских слов «сярьга» — плотва и «лахта» — залив.

Первые упоминания о селении в архивных документах относятся к XVI веку. В то время это было небольшое поселение с 7 жилыми домами на берегу. В течение нескольких последующих веков деревня оставалась небольшой с населением в полсотни жителей. Развитие деревни затруднялось продолжительными русско-шведскими войнами XVI — XVII веков, во время которых Сяргилахта, как и многие другие деревни Олонецкого края неоднократно подвергалась набегам и разрушениям. В течение нескольких веков деревня оставалась небольшой – всего несколько домов и около полусотни жителей. Причины тому — в недостатке сельхозугодий в окрестностях деревни.

В XX веке количество жилых домов в деревне увеличилось до 13, но Сяргилахта так и осталась тихим небольшим поселением. В настоящее время постоянно в деревне живут только пожилые люди, летом горожане используют дома в качестве дач.

Особенностью окружающего ландшафта являются многочисленные острова и заливы, небольшие лесные озера вблизи берега Сямозера. Практически все побережье покрыто сосновыми и еловыми лесами. В окрестностях деревни рельеф местности – холмистый, с выход на поверхность скал и камней-валунов ледникового происхождения.

Форму поселения в идее подковы определила изогнутая береговая линия. Лицевые фасады домов в основном ориентированы на озеро.

В центре деревни находится кладбище с часовней Спаса и священной рощей. Часовня с крыльцом-галереей была построена во второй половине XVIII века. В XIX веке в часовне были пристроены сени с колокольней. Колокольня не сохранилась. Часовня представляет историко-архитектурную ценность как типичная культовая постройка карелов XVIII в. с хорошей сохранностью конструктивные элементов и декоративных деталей.

Вдоль самого берега озера расположены бани и амбары. Характерные черты озерного поселения придают деревне причалы для лодок. В Сяргилахте сохранилась еще одна черта традиционных карельских деревень – косые изгороди из жердей.

Ценность ландшафта и архитектурных достопримечательностей деревни подтверждается тем, что эта деревня стала местом создания популярного в России художественного фильма «А зори здесь тихие» в 70-х годах.

В 90-х годах финской киногруппой был снят документальный фильм «Последние карелы» о старожилах Сяргилахты. В те же годы финские архитекторы издали книгу об архитектуре Сяргилахты.


Деревня Корза
Часовня Козьмы и Домиана

Деревня Корза — старинное карельское поселение, комплексный памятник архитектуры.

Название деревни упоминается в архивных документах I половины XVII века. Находится в 3 км от поселка Эссойла.

Сохранился исторический облик деревни. Планировка деревни не изменилась с прошлого века и являет собой 2 типа: с расположением жилых домов с двух сторон деревенской улицы и расположение домов в один ряд. Многие дома сохранили свой традиционный для карельского села облик. Это одно- или двухэтажные сооружения, состоящие их жилых помещений, сеней и помещений для содержания домашнего скота.

Раньше в деревне был большой храм имени Косьмы и Домиана, построенный в 19 веке. К концу 20 века остался лишь фрагмент храма, который восстановили местные жители и сделали часовней.

Деревня Корза находится на основном туристическом маршруте Пряжинского района от Пряжи к Сямозеру. Здесь мы можем пройти по старой деревенской улице, масштаб которой формируют большие дома из круглых бревен с типично карельскими декоративными деталями.


Деревня Рубчойла
Жилой дом Ермолаева
Часовня Иоанна Предтечи

Деревня Ру́бчойла (Ру́бчейла, карел. Rubčoilu) — старинная карельская деревня — комплексный памятник архитектуры.

Расположена в северной части этнического ареала карел-ливвиков, в 6 км от посёлка Эссойла на автодороге Крошнозеро — Эссойла.

Деревня возникла в XVIII веке. В 1820-х годах в Рубчойле насчитывалось 7 домов. К 1773 году количество домов увеличилось до 10, в них проживали 62 человека, а в 1905 году в 12 домах проживали уже 86 жителей. Судя по статистике тех лет жители Рубчойлы имели богатые личные хозяйства: на один двор приходилось в среднем более 14 голов скота — это в 2 раза больше, чем в других деревнях Сямозерской волости.

В 1909 году для Рубчойлы был разработан генеральный план нового строительства. Автором плана был землемер из Петрозаводска Б.В.Бекеш. Как правило, такие планы разрабатывались чиновниками без учета местных особенностей, поэтому крестьяне часто не соблюдали правила таких документов.

В настоящее время расположение домов следующее: часть старых домов ориентированы лицевыми фасадами на юг, по древней карельской традиции, другая часть — к дороге, некоторые дома поставлены на местах, указанных Бекешем. В результате сложилась живая композиция Рубчойлы, в которой несколько рядов домов, направленных в разные стороны.

Вдоль небольшого ручья протекающего через деревню с востока на запад, сгруппировались бани.

Исследователи деревянного зодчества Карелии считают деревню Рубчойла целостным архитектурно-природным ансамблем. Эта деревня – излюбленное место некоторых карельских художников.

В настоящее время в Рубчойле находится 8 зданий, являющимися памятниками народной архитектуры. Среди них выделяется дом Ермолаева (2-я половина XIX в.), другим примечательным памятником является дом Михайлова, построенный также во 2-й половине XIX в.

Жилой дом Ермолаева расположен в центральной части деревни, занимает угловое положение в застройке деревенской улицы. Дом-комплекс типа «брус». Жилая часть – двухэтажный пятистенок с симметричным продольным перерубом, с двумя избами на каждом этаже. В передней части хозяйственного сруба размещены двухэтажные сени с поземными входами, внутренними лестницами, чуланами и проходами на сарай в каждой половине. Часть двора-сарая с хлевами утрачена. Декоративное убранство дома представлено двухъярусными кронштейнами в виде «крюков», декоративным балконом с высокими резными столбами. Необычным конструктивным элементом является сопряжение дверных косяков «в ласточкин хвост».

Представляет историко-архитектурную ценность благодаря важной роли в объемно-планировочной структуре поселения, традиционности общей структуры дома, сохранившемуся декоративному убранству.

Справки и заказ экскурсий в деревне Рубчойла по телефону:  8 (921) 701-77-48;  8 (921) 701-77-48 ; 8 (911) 666-31-46. e-mail: syamozerye@list.ru

Контактное лицо: Ольга Николаевна Васильева, директор МУ «Национальный центр сямозерских карел».

About the Author

Вам также могут понравиться эти