Историко-культурная территория «Заонежье» расположена в Медвежьегорском районе на Заонежском полуострове, прилегающих к нему островах и южной части полуострова Лиж. Ценность территории обусловлена уникальным историко-культурным и природно-ландшафтным наследием. Здесь же находится историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». В Заонежье 46 исторических поселений, большинство которых имеет 500-летнюю историю, 194 памятника архитектуры, в основном — это объекты деревянного народного зодчества: жилые дома, хозяйственные постройки, культовые сооружения. Православные памятники: церкви, часовни, поклонные кресты составляют значительную и ценнейшую часть заонежского культурного наследия.
Как добраться
Краткое описание
Заонежье – историческое название этой территории, состоит из Заонежского полуострова и архипелага Кижские шхеры, это около пятисот островов. Местность всегда была обжита – сначала саамы, затем их сменили прибалтийско-финские племена. С XV века, когда Заонежье попадает в состав Обонежской пятины Новгородских земель Московского княжества, территория активно заселяется русскими.
В конце XVIII – начале XX века на всю страну были известны Шуньгские ярмарки. Как указывают исследователи, суммарный оборот Шуньгских ярмарок насчитывал более половины торгового оборота остальных 38 ярмарок Олонецкой губернии.
Заонежье называют сокровищницей русского фольклора. Среди фольклорных жанров, записанных здесь, исследователи указывают былины, исторические песни, плачи, сказки и песни. Начало исследованию фольклорных традиций Заонежья положили во второй половине XIX века П.Н.Рыбников и А.Ф.Гильфердинг3. Одной из самых известных плакальщиц Заонежья была Ирина Андреевна Федосова, она похоронена на родной земле в 1899 году. В XX веке интерес исследователей привлекли и другие виды народного заонежского искусства. Комплексное и всестороннее исследование Заонежья привело к тому, что территорию включили в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Что посмотреть
Музей-заповедник Кижи находится на острове Онежского озера в районе Великой Губы на территории Медвежьегорского района Республики Карелия. В самом центре Кижского погоста — 22-главая церковь Преображения Господня, которая датируется началом XVIII века. Из разных уголков Обонежья свозили в Кижи дома, часовни и церкви. Вот и получился замечательный музей под открытым небом.
Доехать до Кижи можно по воде. Во время сезона навигации из Петрозаводска сюда регулярно ходят «Кометы» и «Метеоры». Зимой в Кижи и обратно курсируют суда на воздушной подушке.
Впервые поселение Великая Губа упоминается в исторических документах в 1583 году.
Село Великая Губа — самое крупное из сел на юге Заонежского полуострова. Состоит из 5 кустов деревень, наиболее интересная из которых — Верховье.
До XX века село являлось одним из оживлённых центров торговли Заонежья. В поселение множество старинных деревянных домов. В окрестностях Великой Губы находится родник «Соляная Яма».
Что посмотреть:
- Алексеевская церковь.
- Дом зажиточного крестьянина Костина, 1871 г.
- Шедевры деревянного зодчества Заонежья.
Село Шуньга расположено на Заонежском полуострове, на скалистом острове в северной части озера Путкозеро.
Первое упоминание о Шуньгском погосте содержится в списке Чёлмужской обводной грамоты 1375 года. В XV веке село являлось перевалочным пунктом на пути транспортировки соли с побережья Белого моря. С XVII века широкую известность получила крупнейшая на Русском Севере — Шуньгская ярмарка. Ярмарка была главным пунктом оптовой торговли продовольственными и промышленными товарами. Ярмарка проводилась четыре раза в год. В 1930—1944 годах Шуньга была центром Заонежского района.
Близ села расположен единственный в мировой геологической практике выходящий на поверхность разрез с жилами шунгита, являющийся государственным региональным геологическим памятником — Зажогинское месторождение шунгита.
Деревня Батово расположена на восточном берегу озера Путкозеро в 50 км к юго-востоку от Медвежьегорска. В деревне находятся памятники архитектуры — деревянная часовня Антипы, епископа Пергамского (1880 год постройки) и жилой дом Колобова, 1898. Часовня играет важную роль в формировании внутреннего пространства поселения, имеет историко-архитектурную ценность как нетипичный для Карелии хорошо сохранившийся вид культовой постройки. Часовня рублена из бревен в виде восьмерика, имеет шатровое покрытие. Шатер завершается главкой, установленной на восьмигранном барабане. Стены храма снаружи обшиты профилированной доской: в нижней (цокольной) части — в вертикальном направлении, в верхней — в горизонтальном.
Деревня Паяницы находится на восточном берегу озера Путкозеро. Часовня Михаила Архангела расположена на скалистой гряде, позади жилой застройки. Является активной высотной доминантой поселения. Относится к типу клетских культовых построек. Срублена из круглых бревен с повалами в верхней части стен. Часовня двухчастная, состоит из молельни и небольшого притвора. С запада к притвору примыкает открытая двухъярусная галерея, состоящая из двухмаршевого крыльца и надстроенной над ним звонницы. неба». Декоративное убранство представлено резными столбами галереи и звонницы, резными причелинами и подзорами. Представляет историко-архитектурную ценность как пример культовой постройки со своеобразным объемно-планировочным решением и хорошо сохранившимися архаичными конструктивными элементами.
Деревня Онежены расположена на восточном берегу озера Путкозеро. Входит в состав Шуньгского сельского поселения. Церковь Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского построена так называемым «кораблем», т.е. по трехчастно-осевой композиции: к молельному помещению с алтарем примыкает трапезная, а к ней с запада пристроена колокольня типа «восьмерик на четверике», от которой в настоящее время сохранилось только четвериковое основание, выполняющее роль притвора. Стены церкви рублены из сосновых бревен. Сруб храмового четверика в верхней части стен имеет двухсторонние повалы. Помещения бывшей трапезной и храмовой части в соответствии с эстетическими взглядами середины ХIХ в. объединены широким проемом лучкового очертания. Представляет историко-архитектурную ценность как пример развитой культовой постройки Заонежья с особым композиционным решением.
В 79 км от Медвежьегорска на берегу Повенецкого залива Онежского озера находится старинное село Толвуя (1375). Жители села именуют себя толвуяне. Сюда в 1601 году была сослана инокиня Марфа — мать первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича.
В Толвуе родился основатель Соловецкого монастыря — св. Зосима Соловецкий. В селе сохранилась каменная церковь Георгия Победоносца. В 5 км южнее села Толвуя есть родник, называемый «Царицын ключ«, связанный с именем инокини Марфы.
Корнилие-Палеостровский мужской монастырь, расположенный на островке Палей в Онежском озере в Медвежьегорском районе, основан в самом начале 15 века преподобным Корнилием. Корнелий вел активную просветительную деятельность среди язычников, не раз подвергая себя большой опасности. После долгих странствий в поисках уединенной жизни в молитвах Корнилий поселился на Онежском озере, построив маленькую келью.
Еще при жизни игумена Корнилия были основаны церкви пророка Ильи и святого Николая, а также возведена колокольня и построены новые кельи.
Монастырь, благодаря своему строгому монашескому уставу был широко известен. Сайт монастыря — http://paleostrov.ru/
Деревня Поля расположена на юго-восточном берегу озера Полевское в 22 км от села Толвуя. В деревне расположен памятник архитектуры — деревянная Церковь Илии Пророка (середина XVIII века). В 1988—1990 годах проведена целостная реставрация. Является единственной постройкой в несохранившейся ныне деревне. На развитой продольной оси сооружения расположены отдельно стоящие церковь и колокольня, соединенные крытым переходом. Церковь представляет собой деревянную четырехчастную постройку, срубы которой последовательно расширяются с востока на запад. Состоит из пятигранного алтаря, храмового помещения, трапезной и сеней. Колокольня типа восьмерик на невысоком четверике завершается высоким шатром с лемеховой главкой и крестом. Звонница открытая, девятистолбная. Ранее колокольня принадлежала более древнему и значительному храму, была перевезена и установлена на настоящем месте в 1874 году. Представляет историко-культурную ценность как типичная культовая постройка Заонежья ХVIII века.
Деревня Типиницы — комплексный памятник истории. Расположена в 15 км от деревни Поля. Ещё в XV веке здесь уже было поселение новгородских и псковских крестьян. Местные карелы и вепсы ладили с переселенцами, вместе давали отпор захватчикам. В начале прошлого века здесь проживало 335 человек, сегодня осталось не более 20. Памятник архитектуры XVIII века — деревянная часовня Петра и Павла — в советское время была перенесена в музей-заповедник «Кижи».
На северной окраине деревни расположена часовня Сошествия Святого Духа (1870). Относится к типу клетских культовых построек. Состоит из объединенных общей двухскатной крышей помещения молельни и примыкающего к нему с западной стороны открытого крыльца-галереи. На крыше установлена лемеховая главка с крестом. Представляет историко-архитектурную ценность как редкий экземпляр хорошо сохранившейся клетской придорожной часовни с галереей, характерной для Заонежья кон. ХVIII нач. XIX в.
Деревня Вороний остров расположена на северном берегу Онежского озера. Ближайшая деревня Типиницы в 4,5 км. Интересна деревня эта тем, что в ней расположены аж три часовни. Самая крупная — Усекновения Главы Иоанна Предтечи (примерно 1860 год) стоит внутри жилой застройки, на повороте дороги и в вершине створа небольшого залива. Часовня проста по своему плану- перекрытые общей двускатной крышей почти квадратная молельня и небольшого размера сени. Два остальных храма расположены на небольшом островке Вороньем, который находится в непосредственной близости от берега — там стоит часовня Иоанна Предтечи (1750-1770 гг.) и крошечная часовенка «над крестом». По преданию, в начале 19 века по воде к острову сам приплыл каменный крест, в месте том был возведён деревянный футляр, в котором сей крест и покоится до сих пор.
Деревня Тамбицы. На окраине деревни у кладбища, слева от дороги, стоит деревянная часовня Николая Чудотворца XVIII века. В 1989 году в ней была проведена частичная реставрация. Является локальной архитектурной доминантой поселения. Часовня отличается оригинальностью композиционно-пространственного решения. Состоит из ритмически нарастающих по высоте прямоугольных объемов крыльца, галереи-притвора и молельни. Над галереей-притвором устроена восьмериковая открытая звонница на столбах, покрытая шатровой кровлей с маленькой главкой. С востока к галерее-притвору примыкает равный ей по ширине, но более высокий объем молельни, также покрытый двускатной крышей и акцентированный небольшим четвериком, на котором установлена главка. Представляет историко-архитектурную ценность как интересная клетская культовая постройка Заонежья с характерными этапными реконструкциями.
Деревня Узкие.
Космодамианская часовня XVIII века стоит на самом виду, недалеко от дороги. Не заметить ее просто невозможно. А две могучие ели не только ориентир, но и хорошая защита от северного ветра и осадков. По лестнице можно подняться на невысокую колокольню с круговым обзором.
Деревня Космозеро. Первые документальные упоминания о Космозере датируются 16 веком (1563 год). В деревне Космозеро сохранились памятники гражданской деревянной архитектуры — могучие двух- и трёхэтажные бревенчатые срубы. Почти все они необитаемы. До настоящего времени сохранилась деревянная шатровая церковь преподобного Александра Свирского высотой 31,5 м, построенная в 1769 году на средства питерского купца Ф. Попова. Представляет собой шатровый храм типа «восьмерик на четверике». Стены здания бревенчатые, стены четверика и восьмирека выполнены с повалами. С востока к четверику примыкает небольшой пятистенный алтарь, покрытый пятискатной крышей, завершающейся бочкой с гребнем. С запада — более широкие трапезная и паперть главного входа под двускатными крышами в разных уровнях с тесовыми кровлями безгвоздевой конструкции (по курицам и потокам).
Деревня Вегорукса была важным пунктом на древнем пути из Новгорода к Белому морю. Поэтому здешняя Никольская церковь (XVII – XVIII вв) была не только культовым сооружением, но и своеобразным маяком для кораблей. Ее маленькая глава, пятигранная аспида и обширная трапезная типичны для заонежского зодчества. Однако нигде в Заонежье нет столь внушительной мощной звонницы. Она господствует над церковью, и именно благодаря ей церковь приобрела значение маяка, видного за много километров. Интерьер церкви поражает блеском, великолепием, декоративной нагруженностью. Резной иконостас и царские врата сверкают позолотой. На стенах много икон, «небо» украшено росписью, органично сочетающейся с простыми деревянными стенами. Является одной из немногих сохранившихся в Карелии церквей, сблокированных с колокольней.
Деревня Кондобережская находится в 1,5 км на юг от села Великая Губа. В деревне сохранилась часовня во имя Преподобного Самсона Странноприимца (ок. 1850). По легендам, Самсон был знатным римлянином, врачевателем, а позже его дом был пристанищем для нищих и путников. Часовня стоит на открытом высоком берегу, её хорошо видно с воды и она служит ориентиром. Звонница минималистична — нет абсолютно никаких украшений. Простые столбы и перила ограждения «из-под топора».
Дом Кирьяновых – один из немногих уцелевших в Заонежье памятник архитектуры начала XX века, был построен в 1911 году семьей жителей деревни Кондобережская. В настоящий момент дом польского писателя Мариуша Вилька.
Деревня Усть-Яндома находится в 16 км о села Великая Губа. Часовня Георгия Змееборца (XVIII в.) расположена на окраине деревни на берегу Онежского озера. Является активной ландшафтно-архитектурной доминантой и ориентиром при движении со стороны озера. Часовня рублена из бревен. Представляет собой трехчастную постройку, состоящую из основного храмового помещения, трапезной и сеней. Храмовая часть объединила бывшую молельню и притвор путем растески поперечной стенки. Трапезная и сени занимают нижнюю часть пристроенной с западной стороны шатровой колокольни типа «восьмерик на четверике». Восьмерик колокольни в верхней части рублен с повалами. Звонница имеет двойные угловые столбы, несущие брусчатую обвязку шатра, который завершается главкой с крестом.
Деревня Пегрема расположена на западном берегу Уницкой губы Онежского озера, примерно в 28 км от села Уница. Только добраться будет не так-то просто – нет тут хорошей дороги, одна символическая грунтовка. Десятки лет назад люди покинули эти места, и теперь лишь звери оставляют следы там, где постепенно ветшают дома. Приглядевшись внимательно, можно понять, что здесь побывали кабаны, лоси, даже медведь.
Пегрема являлась типичным образцом деревянной архитектуры Заонежья. Она состояла из нескольких больших крестьянских домов, лицевые фасады которых обращены к озеру.
Пегреме сейчас никто не живёт, но сохранились общинные дома, маленькая баня, часовня Варлаама Хутынского (1770 г.). И, конечно, огромное впечатление производит гладь Онежского озера, вековые леса, звенящая тишина. Однажды побывав на этом месте, вы уже никогда не сможете его забыть.