Большая Ижора

Большая Ижора — поселок городского типа в Ломоносовском районе Ленинградской области, расположенный на южном берегу Финского залива. Современный посёлок расположен вдоль старинного шведского королевского тракта, который шёл от крепости Ниеншанц в устье реки Охта до Нарвы.

История поселка Большая Ижора
Приведено в описании экскурсии краеведческого клуба «Ораниенбаумский уезд» по Большой Ижоре.
У поселка интересная и богатая история, он возник, как повествуют предания в XV веке. Это было небольшое поселение племени ижора, которое обосновалось на прибрежной возвышенности южного берега Финского залива по обоим берегам Черной речки (на ижорском языке Сапой Йожи). Ижора или ингры – народы прибалтийско – финских племён карельского происхождения, населявшие наряду со славянами Водскую пятину Великого Новгорода. Ижорский язык имеет много общего с карельским. Переселение ижоры на новгородскую землю относится к XI – XII векам. Д. В. Вубрих в своей книге “Происхождение Карельского народа ” (Петрозаводск, 1947г.) пишет: “Первые сведения о племени карола встречаются в исторических документах 800-х годов. Позже корела как название племени употребляется в русских источниках. В 1100-х годах корела разделилось на пять равных групп. Одна из них основалась на побережьях Невы и реки Ижора. Эта группа получила название ижоры или ингрикот. Многие употребляемые ижорами термины закрепились в географических названиях Ленинградской области. Сама территория, заселенная ижорой, получила название Ижорская земля или Ингрия. При Петре 1 она вошла в Ингерманландскую губернию, переименованную в 1719 году в Санкт – Петербургскую.

В начале XVIII века, после освобождения Петром от шведского владычества русских земель на южном берегу Финского залива, для заселения края, где не хватало рабочих рук, по приказу царя на берег Финского залива переселились крестьянские семьи из центральных губерний России. В то же время, к поселению ижоры на левом берегу Чёрной речки присоединились и переселённые из центральных губерний семь крестьянских семей.

Новоселы вначале обосновались отдельными поселениями несколько западнее от ижор. Они принесли с собой свою более высокую культуру земледелия. Ижоры же занимались в основном рыболовством и охотой. Со временем переселенцы сроднились и смешались с племенем ижора, обосновали вдоль левого берега реки единую деревню, получившую название Большая Ижора. За прежним местом сохранилось ижорское название Ванхат сиат, то есть старые места. Ижоры приняли от переселенцев и православную веру, а переселенцы, сроднившись с племенем ижора, освоили их разговорный язык, знание которого старшее поколение коренного населения Большой Ижоры сохранило до настоящего времени.

С постройкой в начале 19 века первой деревянной церкви Большая Ижора становится центром большого, довольно богатого, церковного прихода, охватившего более десяти деревень. В него входили деревни Пеники, Малая Ижора, Малое Коновалово, Новая Красная Горка и другие, в том числе и Лоцманское селение в Лебяжье, где своей церкви ещё не было.

Несколько своеобразную историю имеет другая часть поселения племени ижора, обосновавшееся на правом берегу Черной речки и получившая название Сагомилье. В отличие от Большой Ижоры, где жители, сроднившись с переселенцами из центральных губерний России, получили по церковным записям русские фамилии: Петровы, Степановы, Ефимовы, Борисовы, Звонковы и так далее, население этой части племени ижора уже при образовании деревни Сагомилье имело общую фамилию Карху. Существует предание, что кличку Кархут (в переводе с ижорского медведь) носили жители поселения ижоров на правом берегу речки, так как занимались охотой, а при крещении в лютеранство, которое насильно проводили шведские власти, занимая земли южного побережья Финского залива, эта кличка стала общей фамилией всего тогдашнего поселения. Эту редкую для Ленинградской области фамилию Карху в 1870 году носила вся деревня Сагомилье, то есть 27 крестьянских семей, хотя они не были в родстве между собой. Наименование Сагомилье деревня получила позднее из-за мельницы, которая появилась в начале 19 века на Черной речке и имела пилораму. Отсюда и название деревни – Сагомилье. В переводе с финского сагамюллю – пила и мельница. Несмотря на сложившееся различие в вероисповедании, обе деревни жили очень дружно. Некоторые семьи находились в близких родственных связях. 

К концу 19 столетия Большая Ижора получила известность как благоприятная и красивая по природным условиям дачная местность. Сосновый лес, близость залива, морской воздух, мелководная прибрежная полоса, чистый песчаный берег с высокими мелкопесчаными дюнами – всё это обуславливало хорошие условия летнего отдыха: купание, солнечные ванны и дорогу к ним. Если к этому добавить обилие грибов и ягод, а также удобное природное сообщение, то все это вместе взятое придавало специфический уклон экономическому развитию и занятости населения.

В Большой Ижоре уже в 1890-е годы летом отдыхали видные ученые – любители природы из Петербурга. В их числе хирург Военно-медицинской академии профессор Иван Эдуардович Гаген — Торн, профессор Военно-медицинской академии зоолог Николай Александрович Холодковский профессор естествознания орнитолог Валентин Львович Бианки – отец выдающегося детского писателя виталлия Валентиновича Бианки и другие известные в Петербурге и стране люди.

В первое десятилетие XX века здесь образовался большой благоустроенный дачный поселок, получивший название Приморский хутор, где проводили лето состоятельные люди из Кронштадта и Петербурга. В районе Большой Ижоры в прибрежном сосновом бору ежегодно до первой мировой войны стояли палатки летних лагерей воинских подразделений царской армии.

Оставьте комментарий