Путешествие по Псковщине в золотую осень

Цель путешествия: Полюбоваться золотой осенью.
Маршрут: Приозерск — Большая Ижора — Кингисепп — Гдов — Псков — Изборск — Печеры — Приозерск.
Длина маршрута: 1300 км.
Машина: Шкода Кодиак.

Содержание

    День первый. Приозерск — Ораниенбаум — Кронштадт — Большая Ижора

    Постаралась выехать как можно раньше из Приозерска, чтобы не попасть в пробку в районе Лосева. К моему удивлению, пробки не было. Спокойно проехала участок ремонта моста через железную дорогу, машин на дороге было мало и ничто не мешало спокойно проехать до КАД. Я понимала, что посетить все достопримечательности по пути просто нереально, поэтому остановилась на Государственном музее-заповеднике «Ораниенбаум». Тем более, что из-за ремонта на КАД проскочила поворот на Кронштадт.

    Ораниенбаум

    Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум», дошедший до наших дней в своем первозданном виде, – это блестящая страница в истории отечественной художественной культуры.

    Читать дальше
    Как известно, история Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Александр Данилович Меншиков возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком.

    После опалы Меншикова усадьба переходит во владение Адмиралтейской коллегии, но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна жалует ее наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу, и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне, — и Ораниенбаум становится резиденцией малого двора.

    Особое место в истории русской культуры занимает ансамбль Собственной дачи, задуманный императрицей Екатериной II, как загородная резиденция, с Китайским дворцом для приемов и Катальной горкой для летнего развлечения.

    В конце XVIII века Ораниенбаум становится собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Затем – летней резиденцией его младшего брата Михаила Павловича.

    После революции 1917 г. ораниенбаумские дворцы национализируются. В дворцовых постройках располагаются новые службы: учебные и военные учреждения, госпитали. Тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции становится Великая Отечественная война, когда Ораниенбаум оказывается в фашистском окружении. Защитники легендарного Ораниенбаумского «пятачка», выдержав натиск врага, отстаивают этот небольшой участок земли, ставший опорным пунктом обороны. Благодаря мужеству наших солдат, в резиденции сохраняются подлинные дворцы и павильоны, спасаются музейные коллекции.

    В настоящий момент здесь можно посетить:

    • Парк Ораниенбаум.
    • Большой Меншиковский дворец.
    • Дворец Петра III.
    • Китайский дворец.
    • Павильон «Китайская кухня».
    • Павильон «Катальная горка».
    • Павильон «Каменное зало».
    • Картинный дом.

    Информацию о расписании работы достопримечательностей можно посмотреть здесь. Но у меня в этом путешествии была совсем другая цель — золото осени. И поэтому я выбрала неспешную прогулку по парку.

    Так как я решила осмотр дворцов и павильонов оставить для отдельной экскурсии, то у меня осталось свободное время, которое я решила провести в Кронштадте.

    Кронштадт

    Первым делом через парк отправляюсь в памятнику Петру I, основателю этого города славы русского военно-морского флота.

    Памятник Петру I в Кронштадте

    Одним из моих излюбленных мест для посещения в Кронштадте является парк «Патриот». Боевые корабли, подлодки, форты, маяки и великолепная возможность увидеть все это вблизи.

    После посещения парка, усмирив свое желание стать военным моряком, все же вспоминаю о цели путешествия и делаю несколько снимков золотой осени.

    Пора отправляться к месту первой ночевки в поселок Большая Ижора к своей приятельнице Ольге Яковлевне Гаген-Торн, которая решилась поучаствовать в этой авантюре. Итак, держу путь в Большою Ижору.

    Дача Н.И. Гаген-Торн в Большой Ижоре

    В настоящий момент здесь в летний период проживает правнучка первого владельца усадьбы из семейства Гаген-Торнов — Ольга Яковлевна Гаген-Торн.

    Коротко об усадьбе и ее владельцах
    Ее прадед Иван Эдуардович Гаген-Торн — действительный тайный советник, профессор Военно-медицинской академии, заведующий хирургической клиникой барона Виллие, консультирующий хирург Крестовоздвиженской общины и Управления железных дорог был хорошо известен в округе. Он всегда бесплатно лечил крестьян ближайших деревень, а в экстренных случаях ездил по вызову в деревню. Его семья приезжала в эти края на летний отдых еще в 1890-ые. В 1903 году он и вовсе перебрался жить в Большую Ижору, где поселился в доме, построенном в стиле северный модерн. В годы Первой мировой войны Гаген-Торн за заслуги в деле подготовки медицинских кадров для армии и флота был награжден царским орденом. Стал автором нескольких хирургических манипуляций: разрез Гаген-Торна, мезосигмопликация Гаген-Торна.

    После своего отца хозяйкой дачи стала Нина Ивановна Гаген-Торн (1900–1986). Дочь профессора, выпускница Петербургского университета, поэт и прозаик, ученый-этнограф — и политзаключенная, лучшие годы жизни которой прожиты в сталинских тюрьмах, колымских и мордовских лагерях, на пересылках, этапах, в ссылке…

    «В страшной жизни, где люди носили платье с номерами, не имели связи с нормальным бытием, встретить человека, как бы витающего над всем лагерным ужасом, — чудо. И этим чудом была встреча с Ниной Ивановной Гаген-Торн…» (К. С. Хлебникова-Смирнова, бывшая заключенная.)

    «Она прожила долгую жизнь, прожила ее с честью, но, если бы была возможность писать и, главное, увидеть опубликованными плоды своих раздумий, — жила бы еще долго. Крепкий была человек…» (Галина Гаген-Торн, дочь).

    «Ужасно жаль, что в наше время, запутавшееся в далеко не диалектических противоречиях, Ваших стихов нельзя опубликовать. Но не падайте духом: придет и для них время — иное, освобождающее…» (Илья Сельвинский).

    Архив Нины Ивановны Гаген-Торн, в котором наряду с эпистолярным наследием — научные труды и литературные сочинения, хранится в Санкт-Петербурге в Пушкинском Доме.

    Сам дом, несмотря на близость к шоссе, находится в тихом зеленом месте. На доме в  2000 году была установлена памятная доска.

    К дому организовывают любительские экскурсии. Здесь можно услышать рассказы об истории дома и его владельцах, узнать о сложной судьбе Н.И. Гаген-Торн, бережно восстановленной ее дочерью Галиной Юрьевной Гаген-Торн, услышать ее стихи.

    К сожалению, в этот раз я подъехала к дому Ольги Гаген-Торн уже в сумерках, поэтому привожу несколько снимков, сделанных во время летнего посещения.

    Дом Н.И. Гаген-Торн

    День второй. Большая Ижора — Усадьба Дибича — Кингисепп — Гдов — Елизарово — Псков

    Усадьба Дибича

    Согласно ранее намеченному маршруту мы должны были свернуть в сторону Копорья, но благополучно пропустили за дамской болтовней нужный поворот и решили немного изменить свой план. Поэтому следующим пунктом для осмотра мы выбрали деревню Старое Гарколово, где пока еще сохраняются руины усадьбы Дибича (Забалканское), героя войны 1812 года.

    Приведенная ниже информация взята здесь.

    Иван Дибич
    А. П. Кругликов в Забалканском, усадьбе своего зятя И. А. Притвица (Источник:http://toropovo.wedge.ru/Files/ApollonKruglikov.pdf_)
    Коротко об усадьбе
    Деревня Старое Гарколово (фин. Harkolla, Hаrkola) находится на восточном берегу Сойкинского полуострова при впадении Гарколовского ручья в Копорскую губу Финского залива. Это поселение было отмечено ещё на шведских картах Ингерманландии XVII в. Жили здесь в основном ижоры, а также финны-эвремейсы.

    В первой трети XIX в. владельцем этой местности становится российский полководец прусского происхождения Иван Дибич, герой войны 1812 г. и последний полный кавалер ордена св. Георгия. Во время Отечественной войны Дибич отличился в боях под Полоцком, действуя в составе корпуса графа Витгенштейна. Дальнейшие успехи способствовали карьерному росту, и в 1824 г. Иван становится начальником Генерального штаба, сопровождает императора Александра I в поездках по России и присутствует при его кончине.

    Приняв участие в раскрытии декабристского заговора, Дибич становится любимчиком и следующего императора, Николая I, и в 1827 г. удостаивается графского титула. В 1829 г., во время Русско-турецкой войны, Дибич назначается главнокомандующим действующей армией. Перейдя быстро и внезапно через Балканский хребет, русские войска под командованием Дибича сломили сопротивление турков. Вскоре был подписан выгодный для России Адрианопольский мир. Дибич за успешную кампанию был награждён чином генерала-фельдмаршала и титулом Забалканский. Это название перешло и на земельные владения графа, в т.ч. на гарколовскую мызу, где был разбит парк и выстроен деревянный господский дом.

     В 1831 г. бездетный граф Дибич скончался в Польше во время подавления Ноябрьского восстания. Его тело было перевезено в Петербург и захоронено на Волковском лютеранском кладбище, а имения разделены между сёстрами и их потомками.

    Забалканское отошло к барону Карлу фон Притвицу, племяннику Дибича и крупнейшему землевладельцу Ямбургского уезда. При Притвице усадьба перестраивается кардинальным образом: вместо старого деревянного дома возводится новый каменный. Это здание, напоминавшее своим видом готический замок, было выстроено в 1836 г. по проекту знаменитого архитектора А. Штакеншнейдера. За неимением в здешних местах бутового камня пришлось использовать кирпич. Гости в имение Забалканское прибывали в основном по морю – дороги на Сойкинском полуострове тогда были труднопроходимыми. С башен замка открывался прекрасный вид на Финский залив. Притвицы владели усадьбой до самого Октябрьского переворота, пока не лишились, как и другие землевладельцы, всех своих имений.

        Потеряв хозяев, Забалканское стало приходить в запустение. Войны, немецкая оккупация, последующее нахождение в погранзоне способствовали забвению. Некогда густо населённый Сойкинский полуостров обезлюдел, оживая лишь летом с появлением дачников. Разрушился замок, от которого осталась одна башня. Сейчас стоит она одна, зажатая со всех сторон заборами садовых участков, как последнее напоминание о былом великолепии.

    Лишь несколько мощных дубов на месте парка да мощёная булыжником дорога также помнят прежние времена. От башни вдоль забора вьётся узкая тропинка вниз, к заливу. Здесь шум прибоя ласкает слух, а водный простор волнует сердце путника. Башня Дибича скрыта за кронами деревьев и с морского берега, как в старину, уже не видна. Но кто знает, не причалит ли вновь к пустынному ижорскому берегу графская шхуна?..

    В настоящее время здесь можно увидеть только руины башни, мощенную дорогу и несколько старых дубов. Вот и все, что осталось от усадьбы. Посмотрев все это, мы отправились на берег Финского залива. Здесь нас встретили тишина, водная гладь, песок и камни.

    Оставив в покое башню Дибича, мы поехали в сторону Кингисеппа. По дороге мы увидели громадную стройку и часть порта Усть-Луга. На ходу сфотографировать не получилось, поэтому привожу фотографию порта (источник: https://penetron.ru/obrabotano-penetronom/portovie-soorugeniya/port-ust-luga). От него отходит отличная трасса в сторону Кингисеппа, на которую мы и свернули.

    Порт Усть-Луга

    Кингисепп

    Кингисепп в настоящее время — это небольшой город, расположенный недалеко от границы с Эстонией, который был основан в 14 веке. Здесь в это время был построена крепость Ям, отсюда пошло и прежнее название города Ямбург, которое город носил с 1703 по 1922 год. Позже был переименован в честь эстонского революционера Виктора Кингисеппа.

    Екатерининский собор

    Помня, что город мы осматриваем проездом, сразу отправились к одной из самых красивых достопримечательностей Кингисеппа — Екатерининскому собору.

    Храм построили в 17-м столетии в честь Екатерины Александрийской. Строение обладает крестовой формой, имеет 4 округлых башни, расположенных диагонально. Колокольня с основным входом завершает облик храма. Во дворе собора расположены старые кресты с заброшенного кладбища. Также здесь есть часть надгробия дочери торговца из Кингисеппа.

     Крепость Ям

    ЯМГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ (город Кингисепп, на правом берегу реки Луга). Крепость Ям построена в 1384 году за 33 дня под руководством новгородских посадников. Контролировала водный и сухопутный пути из Новгорода в портовые города Балтики. Отразила нападения шведов в 1395 году, ливонских немцев в 1397-м, устояла в войне с ливонцами в 1443-48 годах. В 1448 году расширена пристройкой внешней линии стен и приспособлена к применению огнестрельного оружия. В конце XV – начале XVI веков реконструирована в связи с широким использованием артиллерии. Новая крепость площадью 2,5 гектара имела план в виде трапеции. Периметр внешнего обвода достигал 720 метров. По нему было расставлено 6 круглых и не менее трех четырехугольных башен. Стены и башни сложены из известняка, окружены рвом, соединенным с прудом. Внутри «большого города» располагался детинец с двумя круглыми и двумя квадратными башнями по углам. Вход в него состоял из двух соединенных между собой башен. В детинце находилась каменная церковь Архистратига Михаила, построенная в конце XIV века (существовала до второй половины XVII века). В 1581 году крепость Ям впервые взята шведами, в 1590 отвоевана русскими. В 1612 вновь захвачена шведами. В 1682 шведы взорвали обветшавшие укрепления, оставив только детинец, и начали насыпать земляные укрепления. В 1703 г. Ям взят русскими войсками, по проекту Петра I укреплен земляными бастионами. Каменный детинец в 1781 разобран до основания по указанию Екатерины II. В настоящее время сохранились два северных бастиона (1703 года постройки) с прилегающими куртинами, рвы и пруд, обозначающие контур крепости. Нижние части каменных укреплений сохранились в земле на значительном протяжении. Раскопки проведены А.Н. Кирпичниковым в 1971 году. Вскрыты участки стен детинца и «большого города» рубежа XV–XVI столетий, основание храма конца XIV века. На территории крепости в здании бывшего Ямбургского коммерческого училища работает Кингисеппский историко-краеведческий музей.

    Описание Ямгородской крепости можно прочитать здесь.

    Мы же прошли по холму, бывшему основой крепости и полюбовались видами Кингисеппа и реки Луги.

    Гдов

    Следующим пунктом маршрута был Гдов — небольшой городок на севере Псковской области с населением менее 4 тыс. человек. Город расположен вдали от магистралей невдалеке от Чудского озера. Главной достопримечательностью города является Гдовская крепость. Сюда мы и отправляемся.

    Гдовская крепость

    Возникновение Гдовской крепости связано с появлением в Прибалтике в начале XIII века рыцарей-крестоносцев, а в северной Эстонии — и датчан. Между Псковом и Новгородом с одной стороны, а крестоносцами с другой стороны, развернулась война за территории современной южной Эстонии. Самым известным событием того времени является Ледовое побоище, которое произошло на льду Чудского озера недалеко от Гдова. Борьба за Причудье (земли вокруг Чудского озера) продолжается более 100 лет. Первое упоминание о Гдове связано с военными действиями 1323 года. В летописи того времени упоминается о сожжении Гдова, а вопрос о его появлении остается открытым. В последующие 100 лет Гдов играет роль пограничного укрепления. В 1434 году сообщается о том, что псковские каменщики завершили строительство каменных стен Гдова — Гдовской крепости.

    Ветвеник

    Следующим местом, куда мы хотели попасть, числилась деревня Ветвеник. Деревня расположена на берегу Чудского озера и знаменита своим храмом Петра и Павла. В письменных источниках деревня Ветвеник впервые упоминается в писцовой книге 1585 — 1587 годов как центр Ветвеницкой губы Гдовского уезда. По сохранившемуся описанию Ветвеницкой губы, в Ветвенике в то время уже находилась церковь Петра и Павла.

    В 1792 году здесь взамен старой обветшавшей церкви была построена новая деревянная во имя Петра и Павла. 16 июня 1848 года она сгорела. Вместо неё построили временный деревянный храм, который простоял достаточно долго, был обновлён и заново освящён 22 июня 1860 года. Каменная Петропавловская церковь, существующая в настоящее время, была отстроена на месте прежней, уже успевшей обветшать, деревянной церкви в 1903 — 1907 годах «на средства доброхотных подаяний, прихода и церкви» по проекту Санкт-Петербургского епархиального архитектора Н.Н.Никонова. Церковь построена из кирпича в псевдорусском архитектурном стиле с псковско-новгородскими мотивами.

    Сейчас при храме открыта церковно-приходская школа, строительство которой началось в 2000 году. Кроме школы были построены жилые корпуса для учеников и преподавателей.

    Мы подъехали к храму уже в шестом часу вечера. Храм уже закрывался. Но настоятель храма неожиданно для нас разрешил нам не только войти в храм, но и посоветовал подняться на колокольню. Попросил нас после осмотра закрыть храм, а сам уехал. Мы с радостью воспользовались его предложением. С колокольни действительно открывался чудесный вид. Спустившись вниз, мы оказались в храме одни. Было очень необычно, такое доверие меня лично просто потрясло. Мы спокойно осмотрели храм, немного посидели в его тишине и, как нам объясняли, закрыли на замок.

    Елизарово

    Солнце быстро клонилось к закату, надо было срочно направляться в сторону Пскова, где у нас были забронированы апартаменты. Помня, что по пути нам должен встретиться Спасо-Елиазаровский монастырь, вы поехали в сторону Пскова. Темнело, и наши надежды посетить монастырь уменьшались с каждой минутой. Но дорога была хорошей, встречных машин практически не было и мы подъехали к монастырю во время вечерней службы. Ворота были открыты.

    Приведенное ниже описание истории монастыря взято здесь.

    История монастыря
    Первыми на том месте, где теперь стоит монастырь, поселились сестры псковской Иоанновской обители, которая находилась в Пскове. Однако, женщинам трудно было осваивать лесную пустошь, расположенную неподалеку от Чудского озера, и вскоре община покинула ее. Прошло время, и в 1425 году здесь оказался 29-летний инок Снетогорской обители Ефросин. Он родился в селе Виделибье на Псковщине и до пострижения в монахи носил имя Елеазар. Известно, что монах был хорошо образован, считался большим любителем книг и богословом. В монашестве Ефросин совершил паломническое путешествие в Константинополь и встретился там с патриархом. Поначалу инок жил в лесу в одиночку, но постепенно вокруг него собрались другие отшельники. Место, где они поселились, было удалено от людей. Самодельные деревянные кельи стояли под холмом, между двумя рукавами реки Толбы. И хотя все хотели построить здесь монастырь, для возведения храмов и других построек в речной пойме места особо не было.

    По сохранившемуся преданию, Ефросин увидел сон, в котором перед ним предстали три святителя. Они дали старцу совет – срыть холм, и засыпать землей один из рукавов Толбы. Ефросин рассказал о чудесном видении монахам, и они поступили по совету святых. На образовавшейся площадке, благодаря инокам и крестьянам, появился собор и новые монашеские кельи.

    В истории церкви Ефросин почитается, как подвижник и наставник. Он стал учителем для многих монахов, которые, выйдя из стен родного монастыря, основали на Псковских землях 10 других обителей. Любопытно, что многие из его учеников позже были причислены церковью к лику святых.

    Сам Ефросин отличался большой скромностью и предпочитал вести уединенную жизнь. Поэтому, даже когда монастырь был основан, он не взял на себя обязанности его настоятеля и не принял сана священника. Первым, кто возглавил братию, был игумен Игнатий.

    Незадолго до смерти Ефросин принял схиму под своим мирским именем Елеазар. Умер старец в 1491 году в возрасте 95 лет, и похоронили его в Трехсвятительском соборе. По завещанию Ефросина все принадлежавшее имущество разделили между братией, а в память об основателе монастырь стали называть Елеазаровским.

    Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы. В начале XVI века в обители жил старец Филофей.

    Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».

    В своих посланиях Филофей назвал Василия III «царем православным» и призывал не преступать заповеди, заложенные его великими предшественниками – императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и легла в основу русской государственности. Трактовка «Москва – третий Рим» получила широкое распространение, и начиная с Иоанна III, всех московских государей считали преемниками императоров Рима и Византии.

    Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей — граф Алексей Мусин-Пушкин.

    Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.

    В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.

    В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны. До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.

    Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург. Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.

    К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века. Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.

    Мы вошли в монастырь. В главном храме монастыря шла служба, которая транслировалась через громкоговорители по территории монастыря. Под звуки церковного хора я стала обходить территорию монастыря, которая поражала своей чистотой и ухоженностью.

    Звучали песнопения, монастырь под них тихо плыл над водной гладью. День завершался.

    Нам осталось только доехать до Пскова, что-то перекусить и упасть в постели. Больше ни на что сил не осталось.

    День третий. Псков — Печеры — Изборск — Малы — Псков

    Печеры

    Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

    Мы выехали из Пскова рано утром, чтобы попасть к службе в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, расположенный в 50 км от Пскова.

    Псковские леса в те времена таили в себе массу загадок. И одной из них стало обнаружение пещер, в которых поселились монахи.

    История монастыря
    По легенде изборские охотники услышали однажды в лесу из-под земли пение и решили , что это поют ангелы. Разнесли они эту весть по всей округе. Позже эта «поющая земля» досталась местному крестьянину Ивану Дементьеву, который после сильной бури пошел в лес и увидел, что одно дерево вырвано с корнем , а под его корнями обнаружился вход в пещеры увенчанный надписью «Богом зданные пещеры», где обитали монахи-отшельники. Так и была найдена разгадка молитвенного пения, раздававшегося из-под земли. Считается, что это были монахи Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от набегов татар.

    Говорят, что надпись над пещерами вызывала недоумение даже у некоторых монахов. И жил в тех пещерах монах, по имени Фома, этакие Фома неверущий, который каждый вечер приходил и стирал надпись, однако когда монастырь шел на утреннюю службу надпись уже была на своем месте.  Богом сданные пещеры это одно из тех сакральных мест, которое с тех пор являются местом паломничества для всех прихожан в Печерском монастыре.
    Достоверных сведений о том, когда монахи поселились в пещерах нет, а потому датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме Успенская церковь.

    Каменные стены с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войны для защиты от ливонцев.. Позднее были построены ещё четыре башни. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория и венгерского отряда под командованием Борнемиссы в 1581 году, и впоследствии неоднократно участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году.

    Успенская церковь, является самым древним и самым главным храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчанника отцом Иоанном и имеет лишь фасад, а остальная часть церкви уходит в гору. В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1758-1759 годах над храмом построили Покровскую церковь и сейчас Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

    Приняв пострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет он был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия). Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола.

    А перед нами главный ансамбль Свято-Успенского монастыря.
    Справа желтый фасад это Успенская церковь и построенная над ней Покровская. В центре красное строение это Ризница и Библиотека. Здесь хранились книги 17-17 вв, в том числе и «Слово о погибели земли русской» существовавшая в единственном экземпляре. В годы Великой Отечественной войны отступая фашисты пытались разграбить монастырскую ризницу. Настоятель монастыря рискуя собственной жизнью заставил их упаковать все так, что бы ничего не повредить. Как ни странно, но немцы послушались и в Германию сокровища монастырской ризницы попали в целости и сохранности.
    После войны очень долго шли переговоры о возвращении украденного и лишь совсем недавно сокровища ризницы вернулись на свое место.
    За ризницей расположены Часовая башня ( ее не видно) и Большая звонница с колоколами 16-18 веков.

    В самом правом углу фасада храма есть вход в пещеры, его видно, он с полукруглым перекрытием.
    Вообще в пещеры попасть не так просто, вход в них очень ограничен для сохранения микроклимата. Попасть в них можно только с группой в определенные часы по благословению настоятеля монастыря. А два раза в неделю по понедельникам и пятницам доступа в пещеры нет.

    Когда-то в пещерах жили монахи, а сейчас они являются своеобразным кладбищем. Состоят дальние пещеры из 7 галерей-улиц, общая длина которых около 200 метров. Хотя когда здесь идешь, то кажется, что прошел очень много. Несмотря на то, что гробы в с умершими стоят совершенно открыто в пещерах абсолютно нет запаха тлена и разложения. Этому способствует особый пещерный микроклимат, тщательно оберегаемый монахами  монастыря. Круглый год внутри пещер держится температура +5. Первоначально в пещерах погребали лишь иноков, но позже здесь появились захоронения и благочестивых мирян: князей, дворян, паломников. Здесь похоронены предки  Пушкина, Кутузова, Мусорского. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

    В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
    За кануном установлен большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков)

    По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

    И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах.

    Нам очень повезло, следуя советам одного из экскурсоводов, мы сумели за короткое время побывать на службе, спустится в Богом зданные пещеры и обойти монастырь вокруг.

    Дальше наш путь лежал в Изборск.

    Изборско-Мальская долина

    Еще в Пскове нам посоветовали обязательно заглянуть в Мальскую долину, что мы и сделали. Нашему восторгу не было предела. Это действительно очень грамотное и бережное отношение к природе этих красивейших мест.

    Мальская долина

    Природно-ландшафтный парк «Мальская долина» — это тихое, уединенное заповедное место с неподражаемым пейзажем и живописной природой.

    Уникальной красоты место, с обнажениями девонских коренных пород, древнеледниковыми формами рельефа, гидрологическими объектами, богатой и своеобразной растительностью, редкими видами растений и животных».
    Здесь произрастают редкие виды лишайников, в том числе имеющие индикаторную значимость. Редкие виды семейства орхидей.
    Среди птиц встречаются виды занесенные в Красную книгу России и Международную (беркут, орлан – белохвост, скопа).

    Площадь, отведенная под памятник природы, огромная – 1792 га. Для любителей природы сделан специальный историко-природный маршрут, охватывающий все достопримечательности Мальской Долины.

    Здесь расположен курорт «Мальская Долина», представляющий собой современный комплекс загородного отдыха с развитой инфраструктурой очень аккуратно вписанный в природный ландшафт. Гостям курорта предоставляются широкие возможности для разнообразного семейного досуга и активного отдыха как летом, так и в зимний период.

    Как не хотелось нам задержаться в Мальской долине, все же уговорили себя оторваться от созерцания сумасшедших пейзажей, подняться с уютных кресел и двинуться в сторону Изборской крепости.

    В то же время помня, что рядом находится деревня Малы и в ней Мальский монастырь, мы свернули в сторону.

    Малы

    Мальский Спасо-Рождественский монастырь

    Деревенька Малы, рядом с которой в укромной низинке расположился Мальской монастырь, находится в четырех километрах к северу от Изборска. 

    История монастыря
    Монастырь был основан в во второй половине XV века преподобным Онуфрием Мальским, который выбрал это глухое место для подвижнического образа жизни. Сначала он основал здесь скит. Но, как часто это случается, люди узнав о ските и подвижнике стали к нему приходить, что бы тоже жить в удалении от мирской суеты в трудах и молитве. Со временем скит разросся до монастыря. Так что у Мальского монастыря было и второе название — Онуфриева пустынь, по имени основателя.

    Но не смотря на то, что обитель находилась в довольно глухом, отдаленном от дорог-путей месте, в низине у озера, как бы спрятанная от мира (надо сказать, что когда на деревьях листва, монастырские постройки и сейчас не очень-то просматриваются), ей все же не удалось избежать войн и разорений. В 1581 году монастырь был полностью разрушен войсками Стефана Батория, а все насельники были убиты. Как долго после этой трагедии восстанавливался монастырь, не известно, но есть сообщение о том, что в 1675 году он уже был действующим.

    Потом во время Северной войны в 1710 году обитель сильно пострадала от шведов. Но уже в 1730 году по повелению императрицы Анны Иоанновны монастырские храмы и постройки были восстановлены. Правда, на этот счет есть альтернативная точка зрения, а именно, дошедшая до наших дней легенда, расказывающая о том, что святую обитель восстановил некий мужичок аж из под города Тамбова и помогли ему в этом его пчёлы.

    Предание гласит, что жил в Тамбовской губернии один человек, имя которого история не сохранила. Был он набожным и вел благочестивый образ жизни. Кормился сей муж от своей пасеки, доходы от которой были хоть и не велики, но ему на скромную жизнь хватало. И вот в один прекрасный день пчелиная матка заговорила с ним человеческим голосом и сообщила, что он должен пойти в далекие земли и восстановить там святую обитель, разрушенную врагами. Мужичок перечить такому чуду не стал, собрался в путь и пошел за пчелиным роем, который указывал ему дорогу. Шел он долго и все гадал, как, на какие средства он будет восстанавливать монастырь? Но пчела его успокаивала, что на месте все само собой устроится. Так и случилось. Добравшись до разрушенного монастыря, пчелы указали ему и то место, где он обнаружил клад — иконы, церковную утварь, книги, золото, серебро, деньги. Видимо, монахи спрятали монастырское имущество, когда враг подошел к обители. С помощью этих сокровищ тамбовский мужичок и восстановил Мальской монастырь. Такая вот легенда.

    Однако, в царствование Екатерины II обитель не избежала участи большинства монастырей и была упразднена. Тогда монастырская церковь стала приходской. Среди прихожан здесь были не только русские, но и представители народности сету, так как они издревле жили в этих краях. (В 1529 — 1570 годах, когда в Псково-Печерском монастыре был игуменом преподобный Корнилий, он проводил большую мессионерскую работу среди язычников, которыми тогда были сету и они приняли православную веру.)

    В XIX веке монастырь снова был возрожден, а в 1920-1940 годах Малы, как и весь Печорский край, входил в состав независимого Эстонского государства. В 1945 году, когда эта территория вошла во вновь образованную Псковскую область, монастырская жизнь здесь так и не восстановилась. Постройки стояли бесхозными и им грозило разрушение, но к счастью, в 1960-х годах реставраторы произвели ряд работ по восстановлению и консервации монастыря и сегодня мы можем видеть здесь храм Рождества Христова, звонницу и трапезную церковь.

    Сейчас это не действующий монастырь, но с 2000 года он имеет статус Спасо-Онуфриева скита Псково-Печерского монастыря. Вокруг храма раскинулось старинное кладбище, где рядом покоятся русские и сету.

    Монастырь расположен в низине, к монастырю идет грунтовая дорога, которая в дождь может стать непроезжей. Но погода стояла отличная и мы рискнули спуститься по достаточно крутому склону.

    День четвертый. Изборск — Большая Ижора — Приозерск

    Изборск

    Так как вечером предыдущего дня проливной дождь вынудил нас вернуться в Псков раньше времени, то с утра по раньше мы снова поехали в Изборск.

    Формат такой поездки — «галопом по Европам» не позволяет нам спокойно пройтись по улочкам Изборска, посетить музеи, но кое-что все-таки удалось. Мы смогли посетить Изборскую крепость, а затем спуститься в долину, поднялись на Труворово городище и полюбовались лебедями на Городищенском озере. Особо продвинутые члены нашей команды (не я) смогли даже набрать воды из Словенских ключей.

    Изборская крепость

    Труворово городище

    Словенские ключи

    Первое упоминание о Словенских ключах встречается в XVII веке. Словенские ключи представляют собой природный каскад из 12 источников.

    Легенда приписывает каждому из родников целебные свойства. Поэтому туристы стараются испить воды из каждого источника, чтобы стать счастливыми и укрепить здоровье. Вот только есть поверье, что один из родников дает мертвую воду, но каждый день разный. Человек с дурными намерениями, испив такой воды, может заболеть. Но уверенные в чистоте своих помыслов мы набрали 5-ти литровую баклажку, о результатах эксперимента сообщим позже.

    Словенские ключи относятся к православным святыням. В Светлое Христово Воскресение здесь проходит крестный ход от Никольского собора под руководством митрополита Великолукского и Псковского.