Весеннее путешествие по Межозерью

Схема маршрута
  • Цель маршрута: знакомство с достопримечательностями Межозерья, территории, расположенной между двух крупных озер северо-запада: Ладожский и Онежским
  • Области: Карелия, Ленинградская область
  • Точки маршрута: Приозерск — Кивач — Гирвас — Сямозеро — Кинерма — Сяндеба — Олонец — Новая Слобода — Оять — Приозерск
  • Исторические территории: Сямозерье — район компактного проживания карел-ливвиков; Пряжинское межозерье
  • Достопримечательности: Ляскельская ГЭС, водопад Кивач, палеовулкан Гирвас, деревянное зодчество Межозерья, зоокомплекс «Три медведя», самая красивая деревня «Кинерма», монастырь Александра Свирского, Введено-Оятский монастырь
  • Длина маршрута: 1700 км
  • Продолжительность: 4 дня
  • Время проведения: с 14 по 19 мая 2019 г.
  • Проживание: загородный клуб Авиаретро, гостевой комплекс Нурмолицы
Содержание

    День 1

    Стартовали мы, как всегда, из Приозерска, который для нас является базовым лагерем. Маршрут первого дня в сторону Петрозаводска был выбран вдоль северо- северо-западной части Ладоги. Дорога шла по трассе А-121, которая активно строится. Первую остановку сделали в Ляскеля.

    Ляскеля

    Плотина Ляскельской ГЭС
    Ляскельская ГЭС на реке Янисйоки

    Порадовались, посмотрев на бурный поток Янисйоки, и поехали дальше в надежде на то, что Кивач нас порадует большим количеством воды.

    Крест скорби

    Двигаемся сразу на Кивач, сделав только одну остановку в Питкярантском районе около Креста Скорби.

    Крест Скорби установлен в 19 км от Питкяранта, в Долине Героев (известна также как Долина Смерти), где во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. шли наиболее ожесточенные бои. Всего за 105 дней боевых действий погибли и пропали без вести 130-150 тыс. советских воинов. Потери финнов составили более 22 тыс. человек убитыми.

    В 2000 г. на месте братских захоронений был установлен монумент «Крест Скорби». По инициативе ветеранов и родственников погибших воинов был отлит из чугуна памятник с ликами двух скорбящих матерей — российской и финской высотой более 5 м. Это первый в России мемориал, посвященный Зимней войне, дань памяти всем ее жертвам.

    Крест скорби

    Водопад Кивач

    Заповедник Кивая был создан в 1931 году по инициативе местных ученых. Причиной создания послужил водопад Кивач, который издавна был привлекательным туристическим объектом. Вокруг водопада находятся три сосновых бора, возраст деревьев в которых составляет 150-200 лет. Эти боры выросли на месте вырубок, проведенных в начале XVIII века, когда лес шел на строительство кораблей.

    Водопад Кивач образован течением реки Суна, которая прорезает диабазовую гряду. Вода падает четырьмя уступами, общая высота которых составляет 10, 7 м.

    Такие строгие медведи охраняют вход в заповедник
    Встречаются экземпляры и поменьше
    Водопад Кивач
    Диабазовые скалы

    В 1 км от Кивача сейчас открыт кемпинг Лукоморье, где можно отдохнуть, переночевать и вкусно поесть.

    Кемпинг Лукоморье

    Загородный клуб Авиаретро

    Дорога в этот день была долгой, и нам надо было возвращаться к месту ночевки, которая у нас была забронирована в загородной клубе Авиаретро в Шуйской Чупе.

    Очень рекомендуем. Огромная территория, уютные коттеджи, бюджетные домики на несколько номеров, прекрасное кафе и отличное отношение к собакам, что пока является редкостью. У нас был забронирован небольшой двухместный номер. Нам очень понравилось, и мы изменили свой маршрут и еще на два дня вернулись туда.

    Загородный клуб «Авиаретро»
    На пути в столовую. Кормят очень достойно.
    Блок двухместных номеров

    День 2

    В этот день мы хотели посетить потухший вулкан Гирвас. Поэтому двигаемся от Шуйской Губы в сторону пос. Спасская губа по трассе 86К-18 (Старая Мурманская дорога). Сначала дорога идет вдоль озера Кончезеро. Озеро Кончезеро имеет сильно вытянутую форму. Длина его составляет 22 км, а ширина — 3 км. На Кончезере 108 островов, протянувшихся цепочкой и разделивших его на 2 части. Здесь же находится один из известных туристических объектов — Гора Сампо. Дорога двухполосная и асфальт подразбит. Сейчас поток машин по ней небольшой. Основной трафик идет по трассе Кола.

    Гора Сампо

    Останавливаемся около скалистой возвышенности на западном берегу Кончезера, которая носит название «Гора Сампо». Своим названием она обязана советско-финскому фильму «Сампо», который снимался здесь в 1960 г. по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Считается, что именно здесь закопаны обломки мифического предмета, который обладает волшебной силой и является источником счастья, а Гора Сампо является местом силы. Не пропустите указатель.

    Указатель на гору Сампо

    Возвышение со стороны дороги очень небольшое, зато противоположный край горы круто обрывается по направлению к озеру.

    Вид на Кончезеро с горы Сампо

    Поселок Кончезеро

    Поселок Кончезеро расположен между Кончезером и Пертозером, на перешейке шириной около 50 м. Село уже отпраздновало свое 450-летие. Эту местность исторически заселяли карелы-людики.

    В 1706 году по указы Петра I здесь был построен медеплавильный и чугунолитейный завод. Руду добывали в местных озерах и болотах. Завод действовал до 1905 г.

    В центре поселка находится Церковь Троицы Живоначальной, которая была возведена в 1866 г. для заводских рабочих. В советское время, как водится, была и клубом и складом. С 2011 г. на благотворительные деньги ведутся восстановительные работы.

    Церковь Троицы Живоначальной, пос. Кончезеро

    Марциальные воды

    Марциальные воды — это первый отечественный курорт, обязанный своим появлением Петру I, который издал указ о вознаграждении за сведения о лечебных источниках по всей стране.

    В 1714 г. крестьянин из деревни Виданы Иван Рябов обнаружил в рудяном Равболоте источник, вода которого после приема принесла ему облегчение от сердечной болезни.

    В 1719 г. Петр I издал указ об открытии курорта Марциальные воды. Сам Петр I четырежды бывал в Марциальных водах. К первому приезду царя были построены три деревянных дворца, соединяющиеся крытыми галереями с источниками. Отсюда пошло и название деревни — Дворцы. После смерти Петра I курорт постепенно пришел в запустение. За 200 лет обветшали и развалились все постройки.

    И только 1964 году на базе источников и целебных грязей Габозеро был открыт всесоюзный бальнеологический санаторий, получивший петровское название — «Марциальные воды».

    Схема курорта «Марциальные воды»
    Музей истории первого российского курорта Марциальные воды
    Церковь Апостола Петра, 1721 г. — единственное сохранившееся строение петровских времен
    Спуск к источникам

    Спасская Губа

    Село Спасская губа появилось на берегу Мунозера в XVI в. Через него издавна проходила дорога от Петрозаводска на север Карелии.

    В XVIII веке здесь работали чугуноплавильные заводы, разрабатывалась мраморная ломка на Белой горе.

    Мунозеро
    Церковь во имя Преображения Господня с приходским домом, 2015 г.

    Палеовулкан Гирвас

    Река Суна — вторая по протяженности река Карелии, ее длина — 280 км. Свое начало она берет в небольшом озере Кивиярви, а впадает в Кондопожскую губу Онежского озера. В XX в. течение реки было искусственно изменено и два водопада на реке Суне практически исчезли : Поор-порог и Гирвас. Выше Гирваса было построено водохранилище и воды реки Суны были искусственно направлены в обводной канал и далее в озеро Сандал и на турбины Кондопожской ГЭС.

    Когда воды Суны были выпущены из водохранилища, мощный поток за одни сутки прорубил 4-километровый каньон в песчаных отложениях и у самого конца канала обнажился скальный выступ с большим перепадом высот, что дало возможность построить здесь еще одну гидроэлектростанцию -Пальеозерскую.

    В процессе проведения столь масштабных работ геологами были обнаружены остатки древнего вулкана, извергавшегося 2 млрд лет назад. Сейчас в жерле вулкана можно прогуляться по застывшим лавовым потокам на месте исчезнувшего водопада Гирвас.

    Весной во время половодья при переполнении водохранилища по старому руслу Суны проводят сброс воды и можно полюбоваться возрождающимся на короткое время водопадом Гирвас.

    Пальеозеро
    Плотина Пальеозерской ГЭС (створы закрыты)
    Кратер вулкана Гирвас
    Водопад Гирвас ожил

    Насладившись водопадом Гирвас, возвращаемся в полюбившийся нам Загородный клуб Авиаретро.

    День 3

    Прощаемся с загородным клубом Авиаретро и держим путь по дороге 86К-10 к Сямозеру.

    На этой территории сохранилась исторически сложившаяся система расселения этнической группы пряжинских (сямозерских) карелов-ливвиков, основу которой составляют исторические поселения, связанные сухопутными и водными путями сообщения, сформировавшимися в течение столетий, и ценное природно-ландшафтное окружение. В исторических поселениях полностью или частично сохранилась традиционная объемно-планировочная структура и историческая застройка, которая представлена традиционными крестьянскими домами-комплексами и отдельно стоящими хозяйственными постройками: амбарами, банями, хлевами. Особую роль в застройке поселений играют часовни, которые вместе с культовыми рощами являются своеобразными архитектурными доминантами. Благодаря сохранившейся исторической среде эти поселения представляют сейчас своеобразные заповедники народного деревянного зодчества и традиционной карельской культуры.

    Конечно, мы смогли посмотреть только некоторые из этих объектов.

    Поселок Сяпся

    Расположен на восточном берегу Сямозера в устье реки Сяпся.

    Поселок Сяпся

    Держим дальше путь к зоокомплексу «Три медведя», расположенному в сосновом бору на берегу Сямозера. Зоокомплекс занимает большую территорию, часть из которой используется для размещения туристов. Здесь есть гостевые дома, можно поставить машину, палатку. Другая часть — собственно зоокомплекс, вход на нее только во время проведения экскурсий.

    Поворот к зоокомплексу «Три медведя»
    Песчаный берег Сямозера. Оборудованные места для приготовления пищи и отдыха
    Стоянка машин, административный комплекс

    В зоокомплексе можно познакомиться с разными животными, покормить их (изображения животных взяты с сайта зоокомплекса «Три медведя»).

    Лахта

    Лахта находится на северном берегу Сямозера среди сосновых и еловых лесов.

    Слово «лахта» означает «залив». Деревня Лахта получила такое название в далекой древности именно из-за своего расположения на берегу большого сямозерского залива.

    В 1834 году в деревне Лахта проживало 17 семей. Население насчитывало свыше 180 человек. В 1926 году дворов в деревне было уже 39, хотя количество людей выросло незначительно — до 207 человек.

    В 19 веке существовал Лахтинский приход. В деревне стояла церковь. В документах 1859 года особо отмечалась и кузница.

    До нынешнего времени в Лахте сохранились старые карельские дома, у въезда в деревню стоит часовня Богоматери Троеручицы постройки конца 19 века.

    Деревня Лахта

    Деревня Сямозеро

    Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с д. Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища.

    Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере насчитывалось 35 домов и проживало 182 человека ( 88 мужчин и 94 женщины), но Тювелицу (Тювели) по-прежнему считали отдельно, там было 27 домов и 148 человек. Отдельно учитывалось и местечко Юрикки (Юурикку), где было 3 хозяйства и 17 жителей. Таким образом в целом в Сямозере в начале 20 века было 65 хозяйств, а население достигало 350 человек. Это была большая, крепкая деревня.

    Начало деревни называют Тювелица (тюви — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Диеккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями: Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна — Успенская церковь, которая действовала до 1930 г. Затем использовалась как клуб. Сгорела в начале 1960-х.

    В 2010 на месте прежней Сямозерской Успенской церкви была возведена и освящена в праздник Успения часовня в честь Успения Богородицы.

    В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом.

    Деревня Сямозеро

    Чуйнаволок

    На краю деревни в реликтовой роще находится памятник деревянной архитектуры XVIII века часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка.

    Часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского и Святого пророка Божьего Ильи — построена в XVIII веке.

    Эссойла

    Поселок Эссойла находится в Пряжинском районе Республики Карелия.  Численность населения – 1742 человека, является административным центром Эссойльского сельского поселения, которое состоит из 25 населенных пунктов. Поселок стоит на берегу Сямозеро.

    Раньше на месте поселка стояла деревня Эссойла, однако во времена войны она полностью сгорела и впоследствии на ее месте возник поселок в современном виде. Точная дата основания деревни неизвестна, однако она уже упоминается в документах XVI века. 

    От Эссойлы движемся на юг в сторону деревни Кинерма.

    Ведлозеро

    Ведлозеро – старинное карельское село. Упоминается в документах XVI века, но точная дата его основания неизвестна. Жители села занимались рыболовством, земледелием. В 1920 году Ведлозерская волость вошла в Карельскую трудовую коммуну.

    Ведлозеро

    Ведлозеро – один из крупнейших населенных пунктов Пряжинского района Карелии. В селе есть детский сад, школа, библиотека, дом культуры, медицинский пункт, магазины, лесничество, отделение «Почты России», племсовхоз. Есть Карельский народный хор, который был создан еще в 1938 году. В 2013 году в селе Ведлозеро создали Дом карельского языка.

    Церковь Илии Пророка (2006 г.)

    Церковь Илии Пророка

    Деревня Кинерма

    Деревня Кинерма находится в Пряжинском районе Республики Карелия. Входит в состав Ведлозерского сельского поселения, численность постоянного населения всего 6 человек, однако летом сюда приезжают владельцы домов в деревне, которые уехали в другие населенные пункты Карелии. Является комплексным памятником истории.

    В деревне постоянно проживает шесть человек, летом приезжают бывшие местные жители. Деревня Кинерма является популярным туристическим местом в Карелии, даже есть отдельные туры именно сюда. В деревне есть музей, продаются сувениры, проводятся мастер-классы по изготовлению различных предметов. Есть гостевые домики – туристы во время туров могут поселиться в деревне Кинерма и насладиться атмосферой.

    В 2016 году вошла в Ассоциацию красивых деревень России (организация пропагандирует и способствует развитию этнотуризма и сельского туризма). Также в этом году деревня Кинерма вошла в число (топ-8) красивейших деревень России.

    Памятниками архитектуры в деревне Кинерма признано семь объектов, это шесть домов постройки XIX века, а также баня, которая была построена в 1902 году. Есть часовня Смоленской Богоматери, которая была построена в XVIII веке.

    Раритеты автопрома
    Банька
    Хорошо сохранившийся дом
    Часовня Смоленской иконы Божией матери, XVIII век

    Движемся дальше в сторону села Видлица.

    Село Видлица

    Село Видлица входит в состав Олонецкого национального района Республики Карелия.

    В 1896—1897 годах в Видлице был построен крупный Видлицкий чугунолитейный завод, руда для которого доставлялась с Валимякинского рудника, расположенного вблизи Сортавалы. В 1909 г. предприятие было закрыто ввиду убыточности, постройки завода не сохранились.

    Село Видлица
    Подвесные мосты Видлицы

    В 30 км от села Видлица находится Сяндемский Успенский женский монастырь.

    Сяндемский Успенский женский монастырь

    Начало Сяндемскому Успенскому монастырю было положено во второй половине XVI века. Основателем пустыни является святой преподобный Афанасий Сяндемский

    Известно, что в конце XVI века он просит у Новгородского архиепископа Александра «позволения на месте Сяндемской пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести монастырю земли под пашни». Такое благословение было дано и прп. Афанасий организовал Сяндемскую мужскую обитель, устав которой гласил, что братия должна была питаться трудами рук своих, в чем преподобный сам подавал пример. Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни.

    В начале ХVIII века обитель сгорела дотла. В это время и были обретены честные мощи преподобного Афанасия. Над мощами внутри храма была воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей была установлена его икона в полный рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим.

    В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах.

    С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Крупные пожертвования случались редко. Однако были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году — от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.

    С началом прихода советской власти, на базе монастырей началось создание совхозов, коммун и артелей, поскольку они имели сельскохозяйственные угодья.

    В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на Ленинград. Стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.

    25 августе 2009 г. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на территории бывшего Сяндемского Успенского женского монастыря, а 31 января 2010 года, после почти 90-летнего перерыва, была совершена первая Божественная Литургия в небольшом деревянном храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. 27 июля 2011 года состоялось открытие Сяндемского Успенского женского монастыря.

    Сяндемский Успенский женский монастырь
    Звонница
    Часовня прп. Афанасия
    Церковь в честь успения Богородицы (2013 г.)

    Нурмолицы

    После посещения монастыря взяли курс на деревню Нурмолицы, где в гостевом комплексе Нурмолицы у нас был забронирован номер. Очень симпатичное место, рекомендуем. Есть площадка под парковку, отдельная кухня, на берегу баня и площадка для отдыха.

    Гостевой комплекс Нурмолицы
    Площадка для автомобилей
    На берегу озера Сяргиярви
    Отдых в гостевом домике

    День 4

    Держим путь на Важеозерский монастырь.

    Интерпоселок

    Важеозерский монастырь

    Важеозерский мужской монастырь расположен в 60 км от Олонца по трассе Олонец – Петрозаводск. Создание Преображенской Задне-Никифоровской пустыни относится примерно к началу XVI века. После

    Важеозерская обитель появилась стараниями двух учеников прп. Александра Свирского. Примерно в 1500 г. старец Геннадий поселился на берегу Важеозера в небольшой пещере и прожил в ней около 15 лет, освятив это место своим духовным подвигом. Начало ж монастыря было положено прп. Никифором, пришедшим с несколькими послушниками из Свирского монастыря.Они возвели деревянную Преображенскую церковь и несколько келий. Земли для хозяйствования обитель получила от Ивана Грозного.Все работы в ней были обязаны выполнять сами монахи.

    В 1723 г.обитель была лишена земель и приписана к Сяндемской пустыни, а в 1764 г. совсем закрыта.

    В 1800 г. обитель была передана Александро-Свирскому монастырю. В 1885 г. страшный пожар уничтожил все строения. Первым жертвователем на восстановление был Иоанн Кронштадтский, неоднократно посещавший эти места.

    После революции 1917 г. монастырская жизнь прервалась. С 1920 г. здесь была размещена детская колония. В 1923 г. во время массовых репрессий монашествующих, иноки Важеозерской обители были расстреляны. К 1935 г. обитель была разорена, иконы, книги, архивы, погост, братский корпус и монастырская стена уничтожены. В разное время в зданиях монастыря располагались спортивный зал, библиотека, кинозал, лагерь для пленных финнов, больница для душевнобольных. Восстановление первозданного вида началось в 1988 году. Важеозерский монастырь — единственный, действующий мужской монастырь в Олонецком районе. 

    Поворот с трассы «Кола» к Важеозерскому монастырю
    Святые ворота
    Важеозерский монастырь
    Храм Преображения Господня
    Храм Преображения Господня
    Надкладезная часовня вмч. Никиты
    Часовня св. Иоанна Предтечи (Крестильня)
    Часовня великомучеников и исповедников Российских
    Трапезная

    По дороге домой решаем посмотреть два монастыря: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь и Введено-Оятский женский монастырь.

    Старая Слобода

    Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

    Свирский монастырь был основан св. прп. Александром Свирским в конце XV в. в дремучих лесах среди языческого коренного населения — корелов, вепсов и чуди.

    Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Еще при жизни Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келья — Троицкий комплекс; у монастырского кладбища — Преображенский. В настоящий момент комплексы представляет собой единый памятник архитектуры XVI-XIX веков.

    Монастырь расположен на высоком берегу Рощинского озера, сохранилась большая часть его строений.

    Самой древней постройкой монастыря является каменная церковь Покрова Божьей Матери, возведенная прп. Александром Свирским в 1533 г. Строительство ее велось на пожертвования царя Василия III.

    Основными сооружениями монастыря являются : каменный Преображенский собор с приделом прп. Александра Свирского (1644 г.), каменный собор Живоначальной Троицы (1791 г.), Церковь св. пророков Захарии и Елизаветы (1685 г.), церковь Иоанна Дамаскина (1718 г.). Каменная часовня Святой Троицы построена на том месте, где, по преданию, прп. Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.

    После революции в 1917 г. в монастыре не осталось ни монахов, ни главной святыни -мощей св. прп. Александра Свирского. На территории монастыря появились тюрьма, казармы, инвалидные дома, совхоз и психиатрическая больница.

    Возрождение монастыря началось с 1997 г. Были приведены в порядок храмы и часть корпусов. Самым большим событием стало обретение мощей св. прп. Александра Свирского 30 июля 1998 г.

    Монастырь Александра Свирского

    Троицкий комплекс

    Троицкий корпус
    Покровская церковь (1533-1536 гг.)

    Преображенский комплекс

    Троицкий собор (1695-1697 гг.)
    Звонница (1646 г.)

    Преображенский корпус

    Преображенский корпус
    Преображенский собор и церковь Святых праведных Захарии и Елизаветы (XVII в.)
    Колокольня (1904 г.)
    Купель

    Оять

    Введено-Оятский женский монастырь

    Православный женский монастырь расположен на берегу р. Оять.Предположительная дата основания — начало XV в. Первые сведения о нем содержатся в «Житии святого Александра Свирского», написанного его учеником Иродионом в 1545 г.

    Одно из памятных событий в истории монастыря — рождение в селе Мандеры, которое находилось напротив монастыря на другом берегу реки Оять, в семье селян Стефана и Вассы святого Александра Свирского.

    Родители преподобного Александра Свирского похоронены в монастыре. На месте их захоронения поставлена часовня.

    В 1582-1617 гг., в период шведского разорения обитель прекратила свое существование. С середины XVII в. до 1764 г. обитель была приписана к Александро-Свирскому монастырю, позже Введено-Оятский монастырь получает содержание от государства.

    В течение веков из-за частых разорений и пожаров состав монастырских храмов неоднократно менялся. Первое каменное здание — соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы божьей матери был построен в 1817 г. В 1910 г. был возведен собор Богоявления Господня с тремя пределами в неорусском стиле. Он заменил деревянный храм, стоявший над могилами родителей Александра Свирского.

    В 1918 г. монастырь был закрыт.

    В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения сельского хозяйства. С 1993 г. был открыт Введено-Оятский женский монастырь.

    Введено-Оятский монастырь
    Собор Введения в храм Пресвятой Богородицы (1817 г.)
    Часовня прп. Сергия и Варвары Островских — родителей прп. Александра Свирского на месте их погребения
    (2006 г.)
    Мраморная книга памяти
    Святые врата с колокольней
    Скит

    Наступал вечер, поэтому до Приозерска мы уже ехали без остановок.