Путешествие из Приозерска в Москву через Вологду

  • Цель маршрута: опробовать новый маршрут до Москвы и познакомиться с достопримечательностями Вологодской области
  • Области: Карелия, Ленинградская область, Вологодская область
  • Точки маршрута: Приозерск — Старая Ладога — Тихвин — Вепсский лес — Белозерск — Горицы — Кириллов — Ферапонтово — Москва — Приозерск
  • Исторические территории: национальный парк «Вепсский лес» — место проживания оятских вепсов
  • Достопримечательности: музей-заповедник Старая Ладога, Покрово-Тервенический монастырь, деревянное зодчество Алеховщины, Белозерский Кремль, Кирилло-Белозерский монастырь, Горицкий монастырь, Ферапонтов монастырь
Содержание

    День 1

    Маршрут первого дня

    Начало маршрута проходило по трассе А-121. На участке Приозерск — Починок проводятся работы по модернизации старой дороги, были задержки из-за организации реверсивного движения. Пофотографировать Лосевские пороги не удалось из-за сильного тумана. Так как выехали рано, удалось пройти по КАД без пробок. После съезда на Мурманское шоссе повстречались с другом и далее поехали двумя машинами.

    Продолжаем движение по А-121, далее — КАД до поворота на Мурманскую трассу — Кола и далее по ней до Невы. Сразу за мостом через Неву — Музей-панорама «Прорыв». В очередной раз проезжаем мимо. Даем себе обещание составить и проехать маршрут по местам боевой славы.

    На 61 км от Санкт-Петербурга сворачиваем направо на Назию. Далее 3 км по асфальтовой дороге поворот налево, через 200 м — мост через реку Лава.

    Каньон реки Лава

    Цель нашей остановки: посмотреть природный парк Каньон реки Лавы — уникальное для Ленинградской области творение природы.

    Ордовикские отложения в каньоне реки Лавы
    Мост XIX века через речку Лава

    По речке в XVII веке проходила граница со Швецией.

    После небольшого отдыха движемся дальше в сторону Старой Ладоги. В деревне Дусьево со стороны заправки находится памятник Неизвестному шоферу.

    Памятник Неизвестному шоферу

    Здесь поворот налево до деревни Кобона, в которой находится музей «Дорога жизни». Расстояние 24 км. Оставляем посещение Кобоны на следующий маршрут и движемся в сторону с. Старая Ладога — столицы древней Руси, в края, которые видели Рюрика и Вещего Олега, Александра Невского и Петра I. Расстояние 42 км.

    Урочище Сопки

    Проезжаем деревню Ивановский остров. Примерно через 1 км от нее, справа, почти у самой дороги расположены курганы. Это Ладожские могильные холмы VIII-X в.в. (60º0’42″N 32º18’15″E). Среди них выделяется большой могильный холм, высотой более 10 м, который считают местом погребения Вещего Олега.

    Урочище сопки. Самый большой холм считается могилой Вещего Олега
    Памятный знак

    На расстоянии 120 км от КАД, не доезжая до реки Волхов, поворачиваем направо в направлении Старая Ладога (трасса А115). До нее — 10 км.

    Старая Ладога

    Село Старая Ладога расположено на расстоянии 120 км от Санкт-Петербурга. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село было провозглашено «древней столицей Северной Руси».

    Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе

    Проехав 400 м после въезда в Старую Ладогу поднялись вверх по асфальтированной дорожке, расположенной с левой стороны от трассы, к Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе (60°00’23.8″N 32°17’38.2″E) . Купола ее отчетливо видны от урочища Сопки. У церкви есть небольшая парковка. В выходной день там может быть много машин. Часто останавливаются те, кто набирает воду из святого источника. Спуск к святому источнику расположен позади храма на крутом склоне к р. Волхов. Там же находится хорошо организованная купель с водой из источника.

    Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе

    Крепость Старая Ладога

    Основной достопримечательность с. Старая Ладога является каменная Староладожская крепость (59°59’51” N 32°17’53”E) , расположенная при впадении р. Ладожки в Волхов .

    В красном здании у дороги находится касса и сувенирная лавка

    Староладожская крепость. В красном здании у дороги находится касса и сувенирная лавка

    Вход в крепость осуществляется через четырехугольную Воротную башню. С внутренней стороны башни находится вход на крепостную стену.

    Вход в крепость осуществляется через четырехугольную Воротную башню. С внутренней стороны башни находится вход на крепостную стену

    Главной достопримечательностью крепости является Церковь св. Георгия (XII век) заложена после победы над шведами в 1164 году. В церкви находится знаменитая фреска «Чудо Георгия о Змие» , XII век.

    Церковь св. Георгия (XII век)

    Рядом с церковью св. Георгия находится деревянный храм — церковь Дмитрия Солунского.

    День 1. Приозерск — Старая Ладога — Тихвин

    Развалины Тайничной башни и крепостной стены со стороны р. Волхов.

    Развалины Тайничной башни и крепостной стены со стороны р. Волхов.

    Староладожский Успенский женский монастырь

    Севернее Каменной крепости, на левом берегу Волхова, раскинулся Староладожский Успенский девичий монастырь (59°59’51” N 32°17’53”E), основанный в период между 1040—1116 годами, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги /Новгородская летопись/, сохранившаяся и ныне действующая, Соборная Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенная одновременно с каменной крепостью Рюрика в Ладоге.

    Напротив входа в монастырь расположена небольшая парковка.

    Соборная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы XII века.

    Больничный корпус с домовым храмом Крестовоздвижения, архитектор А. М. Горностаев, 1862 год.

    Больничный корпус с домовым храмом Крестовоздвижения, архитектор А. М. Горностаев, 1862 год.

    Сестринский корпус

    Сестринский корпус

    Современная звонница

    Звонница

    Деревянный келейный дом, XIX век. Ранее на этом месте находился дом Лопухиной — первой жены Петра I.

    Деревянный келейный дом, XIX век. Ранее на этом месте находился дом Лопухиной — первой жены Петра I.

    Трапезная

    Трапезная

    Территория монастыря очень ухожена.

    Территория монастыря очень ухожена.

    А Вета опять в ожидании возвращения хозяев

    А Вета опять в ожидании возвращения хозяев с экскурсии

    Староладожский Никольский мужской монастырь

    Проехав 400 м от Староладожской крепости по Волховскому проспекту и повернув на развилке налево по указателю, мы попали в Староладожский Никольский мужской монастырь 
    (59°59’31” N 32°18’2” E) . За монастырем расположена большая площадка для парковки автомобилей.

    Считается, что Староладожский Никольский мужской монастырь был основан в 1241 году в честь победу Александра Невского над шведами в устье реки Ижоры.

    Местность, где располагается монастырь — необычная, прямо на левом берегу реки Волхов, под холмом. На нём находится ряд древних курганов — захоронений VIII-Х веков и воинские захоронения времен святого благоверного великого князя Александра Невского (ХIII век). 

    Староладожский Никольский мужской монастырь (из открытых источников)
    Вид на монастырь со стороны парковки
    Монастырский соборный храм ( Х — XI в.в) в честь святителя Николая Чудотворца
    Колокольня, 1692 г.
    Храм святителя Иоанна Златоуста (1861-1872 г.г.), восстановлен в 2010 г.
    Интерьер храма святителя Иоанна Златоуста

    Пока мужчины посещают монастырь мы с Ветой гуляем по берегу Волхова.

    На берегу Волхова

    Такой раритет, что нельзя удержаться и не посидеть.

    А меня больше привлекли мотоциклы, припаркованные перед монастырем.

    На парковке

    Не смогла равнодушно пройти мимо.

    Пока хозяева отсутствуют

    Тихвин

    Простившись со Старой Ладогой, возвращаемся на трассу Кола и после моста через р. Волхов поворачиваем на трассу А-114. Расстояние От Старой Ладоги до Тихвина — 114 км.

    Основной объект, который мы хотели посмотреть в Тихвине — Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь 
    (59°39’06” N 33°31’08” E).

    Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь

    Монастырь является хранителем одной из величайших святынь христианского мири -Тихвинской Явленной Чудотворной иконы Божьей матери, пребывающей на Тихвинской земле с 1383 года.

    Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь

    Соборная церковь Успения заложена по приказу царя Василия III в 1507 г. Прообразом тихвинскому храму послужил Успенский собор Московского Кремля

    Соборная церковь Успения
    Монастырская звонница
    Крестовоздвиженская церковь
    Монастырская каменная ограда
    Монастырская купель

    Первый день нашего путешествия подходил к концу. Надо было размещаться на ночлег. Заранее был забронирован номер в гостевом доме Викинг. Рекомендуем. Чисто, спокойно, есть внутренний двор. Ссылка для бронирования https://www.booking.com/s/52_6/epsur298

    Гостевой дом Викинг

    День 2

    Одна из целей нашего маршрута — знакомство с природным парком Вепсский лес. Вепсский лес занимает территорию около 190 тыс. га и имеет статус природного парка регионального значения.

    Маршрут 2-го дня

    Здесь сохранились нетронутые хозяйственной деятельностью уникальные природные комплексы: заросли вековых елей и сосен, древние болота, сотни чистейших озер и речек.

    Это настоящая тайга, простирающаяся на десятки км, заходить глубоко без провожатого не рекомендуется. Здесь на многие километры нет дорог, селения затеряны среди лесов, часть их заброшена.

    Вепсский лес расположен на территории традиционного расселения вепсов. Вепсы — малочисленный финно-угорский народ, проживающий на территории Карелии, Вологодской, Ленинградской и Архангельской областей. Вепсы — дославянское население северо-западного региона России. Они пришли из Восточной Прибалтики, продвигаясь по речкам Оять, Свирь и Паша. В старину вепсов называли чудью.

    Тервеничи

    Тихвин — Тервеничи, расстояние 110 км по хорошей асфальтовой дороге.

    Покрово-Тервенический женский монастырь 

    Первая остановка — Покрово-Тервенический женский монастырь 
    ( 60°19’10.9” N 34°06’18.6” E ).

    Тихвин — Тервеничи, расстояние 110 км по хорошей асфальтовой дороге.

    Древнее селение Тервеничи расположено на Вепсской возвышенности — родной земле преподобного Александра Свирского.

    Тервеничи

    Тервеничи — одно из первых поселений восточных славян на территории между Ладогой и Онегой. Впервые Тервенический погост упоминается в документе, датируемом 1137 г.

    Предки посвятили эту красивую холмистую землю покровительству Архангела Михаила. В его честь они назвали и первый храм, построенный в 1574 г., с приделом Покрова Богородицы, и погост назвали Михайловским. Вскоре этот погост стал духовным центром, куда в церковные праздники съезжались жители многих окрестных деревень. Сама же земля Михайловского погоста принадлежала по документам новгородскому монастырю святого Антония Римлянина. В лучшие времена Михайловскому погосту принадлежало 2000 деревень, после двадцатилетней войны со Швецией в начале XVIII века осталось около 20 деревень и пустошей.

    Вплоть до XVIIIв. Тервеничи являлись административным центром, объединявшем до 250 окружающих деревень. После реформы 1775 г., когда были упразднены погосты и образовались уезды, Тервеничи перестали быть административным центром, но оставались духовным. Тервенические храмы были деревянными и часто горели.

    В 1861 г. на средства жителей была возведена большая кирпичная церковь Покрова Божией матери. Сегодня это главный храм Покрово-Тервенического женского монастыря. Храм восстановили в процессе строения обители и заново осветили — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сам монастырь появился в 1991 г.

    Сама местность, где теперь обосновалась обитель — удивительной красоты. Храм Покрова Богородицы расположен на самой высокой горе тервенической земли.

    Терраса над озером

    С территории монастыря открывается великолепный вид на большое озеро, из-за которого рано утром поднимается солнце, подсвечивая воду озера, росу на траве, белые стены храма, луга и холмы, которые здесь в изобилии. И тишина… Тишина является неотъемлемой частью обители. 

    Вид сверху (из открытых интернет-источников)
    Входные ворота
    Церковь Покрова Божьей Матери
    Успенская трапезная церковь с нижним пещерным храмом в честь собора преп.отцов Киево-Печерских.
    Бело-голубые краски неба и монастыря
    Часовня Пресвятой Богородицы, выстроенная над источником на месте Ее явления. Слева — монастырская купель

    В 20 км от Тервеничей в деревне Пироозеро в 1997 г. был основан скит Покрово-Тервенического монастыря, где получают исцеление наркозависимые юноши и девушки. Храм скита освящен во имя иконы «Неупиваемая Чаша». Каждое утро здесь служится акафист Пресвятой Богородице, помогающий исцелится от пьянства и наркомании. Дав обет посетить скит в следующем году двинулись дальше в сторону села Алеховщина. Дорога — хороший асфальт.

    Село Алеховщина

    Село Алеховщина расположено на реке Оять в средней части Лодейнопольского района. В древности эту территорию населяли племена вепсов, ассимилированные позже переселенцами-славянами.

    В средние века Алеховщина входила в состав Новгородских земель, потом принадлежала Швеции, затем снова вернулась в состав России.

    Окрестности Алеховщины богаты залежами красной глины, которая с древних времен использовалась местным населением для изготовления хозяйственной утвари и игрушек.

    В XVIII веке изготовление их было поставлено на промышленную основу. Оятскую игрушку возили на ярмарки в Санкт-Петербург и Стокгольм. До недавнего времени в селе работала керамическая фабрика, которая сгорела в 2004 г. Познакомиться с Оятской керамикой можно в Центре возрождения ремесел.

    Оятская керамика (из открытых источников)
    Мост через Реку Оять в районе села Алеховщина

    В селе, которое раскинулось с двух сторон реки Оять, в настоящее время проживает 1500 тыс. человек

    Церковь Архистратига Михаила, 1730 г.

    На сельском кладбище села Алеховщина стоит памятник деревянного зодчества — церковь Архистратига Михаила
    (60°24’48.7” N 33°51’06.7” E ). Построена в 1730 г. В 1939 году была закрыта. Вновь действует с 1989 года. Внешний вид был изменен в процессе ремонта в конце XIX века (Обшит тесом, крыша и купола покрыты жестью).

    Церковь Архистратига Михаила (1730 г.) на окраине села (60°24’48.7” N 33°51’06.7” E )

    Попрощавшись с Алеховщиной мы продолжили путешествие по земле Оятских вепсов в сторону села Ярославичи по хорошему грейдеру. Может быть нам повезло, но дорога была в хорошем состоянии.

    Грейдер в хорошем состоянии, впереди деревня Ефремково

    Ярославичи

    Деревня Ярославичи входит в состав Винницкого поселения Подпорожского района и является центром проживания оятских вепсов. Впервые упоминается в новгородских книгах в 1496 году. До второй половины XX века нынешние Ярославичи представляли собой группу смежных деревень, объединённых вокруг старинного Никольского Ярославского погоста.

    Река Оять спокойная, достаточно мелкая, но очень чистая
    Прогулка по заливным лугам
    Мост через реку Оять в районе д. Зиновий Наволок
    С двух сторон подступают заповедные леса
    Деревня Ярославичи является центром проживания оятских вепсов.
    Ярославичи, ухоженная территория, необычные хозяйственные постройки

    Здесь в начале шестнадцатого века была построена деревянная церковь Николая чудотворца, сгоревшая в 1862 году. На следующий год была поставлена церковь в честь Нерукотворного Спаса, но она не сохранилась. Самая старая часть Ярославичей называется Берег. Здесь в 2005 году построена часовня Николая Чудотворца и в 1970-е годы сделан висячий мост через Оять. В нескольких километрах от Ярославичей находятся так называемые висячие озера природного парка «Вепсский лес». Они выше Ояти на сто метров. Расположен парк в пределах Подпорожского, Тихвинского, Бокситогорского, Лодейнопольского районов. Занимает площадь около 200 тысяч гектаров. В нем встречаются незатронутые хозяйственной деятельностью ландшафтные урочища с редкими видами флоры и фауны. Совсем близко от Ярославичей на другом берегу Ояти возле Чурручья находится заветный камень, напоминающий своим видом молящегося монаха. Возле него в старину просили исполнения самых заветных желаний, а потом за это служили в Соловецком монастыре. 

    В районе д. Кузра
    д. Некрасово

    Далее наш путь лежал в село Винницы, где река Оять делает крутой разворот и мы должны были с ней проститься. Дорога весело петляла вдоль реки Оять, а мы любовались красивыми пейзажами.

    Винницы

    Винницы. По обеим берегам Ояти расположились деревянные одно- и двухэтажные просторные вепсские избы. Для всех вепсских деревень характерна свободная планировка, в которой расположение домов определяется рельефом и очертаниями водоемов.

    Впервые Винницы упоминаются в 1137 г., как погост «у Вьюницы». Вплоть ло второй половины XX века, Винницами называлась группа небольших деревень, расположенных поблизости друг от друга, наподобие куста. Винницкий куст был одним из крупнейших на территории традиционного проживания вепсов. в 1926 г. в его состав входило 40 деревень. Ядром куста стал Винницкий погост.

    Винницы. Дома расположены по обе стороны реки Оять
    Центральная улица д. Винницы

    Ансамбль Винницкого погоста

    Ансамбль Винницкого погоста
    Построенная в 2000-х годах новая церковь Смоленской иконы Божьей Матери , расположенная с старой церковью
    Деревянная церковь Смоленской иконы Божьей Матери, построена в 1676 г. Перевезена в Винницы из Паданской пустыни в 1785 г.
    На этом мосту мы прощаемся с рекой Оять

    Важины

    Дальше мы двинулись по асфальтированной дороге в сторону села Важины. Для этого нам нужно было пересечь реку Свирь в районе Подпорожья.

    Подпорожье. Верхне-Свирская ГЭС (из открытых источников))

    Гостевой дом «Усадьба Боярское»

    У нас был забронирован номер в гостевом доме «Усадьба Боярское» в селе Важины. Необходимость уйти в сторону от маршрута была связана с тем, что в предыдущем путешествии я забыла свой рюкзак в Согиницах. Мне любезно доставили его в Важины.

    Внутренний двор гостевого дома, расположенного на берегу р. Свирь
    Для охраны гостей имеется броневичок
    Есть очень удобная открытая веранда на уровне 2-го этажа
    День заканчивается. Ветка утверждает, что пора спать

    День 3

    Тронулись в путь в 8 утра. Общая длина маршрута в этот день составила около 400 км.

    Маршрут 3-го дня

    Нужно иметь ввиду, что на этом участке дороги около 37 км плохой дороги. Этот кусок как раз располагается посередине от границы областей Ленинградской и Вологодской. Плохая грунтовая дорога с участками ремонта, где в плохую погоду можно просто застрять.

    Первая часть маршрута Важины — Подпорожье -Гоморовичи — Родионово. В Подпорожье опять пересекли р.Свирь по дамбе гидроэлектростанции и продолжили маршрут по дороге Р-37. На этом участке пути — хороший асфальт.

    Гоморовичи

    Первая остановка в пути — деревня Гоморовичи. Здесь на лугу мы увидели маленькую деревянную часовню Николая Чудотворца, построенную в XVIII веке. Церковь действующая, открыта. Внутри очень чисто и уютно.

    Часовня Николая Чудотворца
    Часовня Николая Чудотворца
    Часовня оказалась закрыта просто на палочку и мы смогли зайти внутрь ее

    Родионово

    Следующая остановка — деревня Родионово, расположенная на берегу чистейшего Юксовского озера. Это поселение, ранее входило в состав древнего поселения Юксовичи, упоминавшегося в древних летописях с 1137 года.

    Озеро Юксовское

    Здесь нас просто потрясло знакомство с одной из уникальных древних культовых построек Ленинградской области — церковью св. великомученика Георгия Победоносца, построенной в 1493 году. Церковь является самой старой из деревянных церквей России, стоящей на своем месте. Какое счастье, что удалось сохранить такую красоту.

    Церковь св. великомученика Георгия Победоносца

    Распрощавшись с этим дивным местом, двинулись дальше. Следующая часть маршрута, вдоль южной оконечности Онежского озера, была самой трудной для прохождения. Нам повезло, что было сухо. В ненастную погоду отдельные участки дороги очень сложны для прохождения. Сейчас дорога ремонтируется.

    Дорога в сторону Ошты. Граница Ленинградской и Вологодской областей

    В районе поселения Ошта (Вологодская область) установлен памятник солдатам, не пропустившим фашистов к Вытегре, рвавшимся захватить Мариинскую систему и отрезать северо-запад от центра страны. Это единственное место в Вологодской области, где проходили бои в Великую Отечественную войну.

    Памятник солдатам, не позволившим немкам пройти к Вытегре

    Продолжаем движение по трассе Р37. Впереди большое село Мегра.

    Мегра

    Расположено село на берегах р. Мегра. Образовано 6 июня 2001 года в результате объединения деревень Железная Горка, Мегорский Погост и Ушакова. От деревни Ушаково Мегра «унаследовала» статус центра сельсовета и код ОКАТО, от Мегорского Погоста – название.

    Село Мегра

    Мегорский Погост впервые упоминается в источниках в 1496 году. В XV – XVI вв. селение называлось Погост Рождественский Мегрежский, «Погост Рождественский Мегрежский, на погосте церковь рождество Христово… да на погосте же 9 старцев да 6 стариц…». С постройкой старой церкви связана интересная легенда. Когда население села возросло и собрали деньги на строительство, не могли решить, где ее построить. Кто-то предложил срубить дерево и пустить по течению реки, где оно остановилось, там церковь и построили .

    Каменная церковь Рождества Христова в селе Мегра была построена в 1791 году «тщанием» купцов Адриана Попова, Федора Мухина и Егора Клюнина. К церкви были приписаны 16 часовен. Располагалась церковь недалеко от места, где раньше стояла старая, на самом берегу реки. Расположение старой церкви было неудобным. Место было низкое и во время половодья жители, случалось, не имели возможности хоронить умерших. Поэтому новую церковь построили на более высоком месте. Каменная церковь Рождества Христова до наших дней не сохранилась. Она была разрушена приблизительно в 40-е годы ХХ века. Церковь была разобрана на кирпичи, а кирпичи разнесены по домам жителями села и частично использованы на ремонт дороги через Кондушское болото. Это болото примечательно тем, что в селе Кондуши, которое находится на противоположном от Мегры берегу, его называют Понизовским. На это же болото были вывезены кирпичи разрушенной каменной церкви в с. Кондуши.

    После Мегры начинается хорошая асфальтовая дорога, которая проходит по пересеченной местности.

    Дорога после пос. Мегра

    Село Палтога

    Обрадовавшись хорошей дороге, мы прибавили скорость и чуть было не проскочили два очень интересных объекта, которые находятся на дороге после села Палтога: церковь Богоявления Господня (1733 г) и церковь Иконы Божьей Матери Знамение (1810 г).

    Храмы находятся на пригорке на крутом повороте дороги. Можно легко проскочить и не заметить.

    Деревянную Богоявленскую церковь начали реставрировать в 1990-х годах, работы были закончены в 2019 г. Каменная церковь Иконы Божьей Матери Знамение полуразрушена.

    Церковь Иконы Божьей Матери Знамение, 1810 г.
    Церковь Богоявления Господня, 1733 г. Реставрация 1990-2019 гг.

    Полюбовавшись храмами, продолжили свой путь в сторону Вытегры. Асфальт опять закончился и начался грейдер, который закончился перед Вытегрой.

    Вытегра

    Вытегра — город с очень интересной историей. До наших дней сохранились старинные здания — каменные и деревянные, функционирует несколько музеев. Здесь останавливаются многие круизные лайнеры, сухогрузы, другие суда, которые курсируют по Волго-Балту.  Город расположен в 15 километрах от южного побережья Онежского озера. Издревле в этих краях проходил торговый путь из Великого Новгорода в Шексну и дальше на Волгу. Другой водно-волоковый путь связывал Вытегру с городами Русского Севера и Центральной России.

    Первое письменное упоминание о Вытегорском погосте на торговом пут Великий Новгород — Шексна относится к 1496 году. Вытегорский погост был крупным торговым центром Новгородской земли, здесь существовали торговый двор и волок между реками. Торговали здесь не только русские купцы, но и «немцы». С 1710 года, после постройки Вянгинской пристани, известна как деревня Вянги, на месте впадения в реку Вытегру.

    Новый этап в развитии Вытегры начинается в начале XVIII века, когда Петр I задумался о строительстве системы каналов, с помощью которых можно было бы снабжать Петербург товарами из Центральной России, Волжского бассейна. В 1711 году Петр лично приехал сюда, выбирая трассу будущего канала. В 1715 году строится в судоверфь, которая функционировала до 1847 года.

    Строительство Мариинского канала, соединившего Вытегру с рекой Ковжей, впадающей в Белое озеро  и тем самым принадлежавшей бассейну реки Волга, началось только в 1799 году . Официально судоходство началось по нему 21 июля 1810 года. Свое название система получила в честь императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла.

    Новый этап в развитии Вытегры наступил после завершения строительства Волго-Балтийского канала, ставшего преемником Мариинской системы. Работы по усовершенствованию Мариинской системы предполагалось начать еще в 1930-х годах, однако строительство началось лишь в 1940 году, было прервано в годы Великой Отечественной войны и возобновилось только в 1950 году. В мае 1961 года были завершены работы на Вытегорском и Белоусовском гидроузлах. Все шлюзы, кроме Пахомовского, были стандартизированы по конструкции и высоте — 13,5 метров. В июне 1964 года Волго-Балтийский путь был полностью сдан в эксплуатацию.

    Волго-Балтийский канал
    Шлюз №1 Волго-Балтийского канала

    К нашему сожалению, долго оставаться в Вытегре мы не могли. Нам удалось увидеть только Церковь Сретения Господня на Красной горке, XVIII-XIX века .

    Церковь Сретения Господня на Красной Горке, XVIII-XIX века

    Наша поездка по Вологодской области носила ознакомительный характер. Поэтому мы распрощались с Вытегрой и двинулись по направлению к переправе через Беломорканал. После Вытергы продолжаем движение по трасса А-119 до поворота на Липин Бор. Далее вдоль восточной оконечности Белого озера идет грунтовая дорога.

    Так выглядит переправа. Паром ходит каждые полчаса, проезд бесплатный.

    Так выглядит переправа. Паром ходит каждые полчаса, проезд бесплатный.

    Пока загружались на паром, тучки разбежались. Наконец, мы в Белозерске. Размещаемся на ночлег. В Белозерске мы остановились в отеле Mini Hotel Sea Site, расположенного на берегу канала, проходящего вдоль южной границы озера Белое. В отеле есть разные варианты размещения в зависимости от бюджета. Мы с собакой размещались в отдельном домике.

    Отель Mini Hotel Sea Site

    Отель расположен рядом с церковью Параскевы Пятницы, построенной в 1795 г. Храм был построен в память белозёров, павших в Смутное время при защите родной земли. Основной храм с престолом освящён в честь мученицы Параскевы «рекомой Пятницы», а придел во имя Алексея человека Божия. Церковь была построена в стиле барокко. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной с южным приделом Алексия, человека Божия и трёхъярусной колокольней. С XIX в. приписана к Предтеченской (Троицкой) церкви. Закрыта в 1930-х, верх колокольни, трапезная и алтарь сломаны. В кон. 1980-х начаты реставрационные работы, остановившиеся в 1991. Пустует.

    Церковь Параскевы Пятницы

    День 4

    Белозерск

    Белозерск — один из древнейших городов России. Впервые был упомянут в «Повести временных лет» под 862 году как город Белоозеро, участвовавший в призвании варягов. В то время Белозерск являлся одной из трёх колыбелей русской государственности (наряду с Новгородом и Изборском), позже город утратил своё некогда высокое значение. А значение его было сперва административным и оборонительным, а потом торговым: на жизнь этого города на протяжении почти всей его истории влияет расположение на судоходном пути из Волги в Балтику, благодаря которому город наиболее сильно процветал в XV-XVI веках. При Иване Грозном морскими воротами России стало Белое море и город Архангельск; основной торговый путь ушёл на Северную Двину и мимо Белоозера (поскольку волок в двинской бассейн располагался южнее), и город пришёл в упадок. Новую жизнь водный путь из Волги в Балтику получил в XIX веке, когда была построена Мариинская водная система, в советские времена реконструированная в Волго-Балтийский водный путь.

    Вид на Белозерск с крепостного вала. Вдали видна церковь Всемилостивого Спаса, 1723 г

    Недалеко от Белого озера находится нарядная, с двумя рядами декоративных кокошников, украшенная широким изразцовым фризом, пятиглавая церковь Всемилостивого Спаса с трапезной и шатровой колокольней в традициях XVII века (1716-1723 год).

    Церковь Всемилостивого Спаса, 1723 г

    Пятиглавая Церковь Успения (1553 г.) является первой каменной постройкой в городе и самым старым из сохранившихся в городе храмов. 

    Сооружение ее относится к 1553 году и связано с именами ростовских зодчих — Горяина Григорьева Царева и Третьяка Борисова Ростовки, из которых главным, судя по документам, был первый. Заказчиками этого первого каменного храма города были прихожане, что свидетельствует о большой роли посада в жизни Белозерска. В качестве образца для здания был выбран наиболее почитаемый тогда на Севере Успенский собор Кирилло-Белозерской обители: «а церковь ставить как в Кириллове монастыре церковь Успения пресвятыя Богородицы».

    Церковь Успения, 1553 г

    Неизгладимое впечатление производит большой барочный иконостас середины XVII века с резьбой XVIII века, несущий более 60 икон. Этот иконостас, в отличие от иконостаса Спасо-Преображенского собора относится к традиционному типу русских иконостасов, отделяющих алтарную часть храма, от, собственно, основного храмового объёма. В рамах помещены иконы, оставшиеся от первоначального иконостаса 1570-х гг. Судя по отдельным расчищенным иконам, они созданы артелью местных мастеров, что в те годы писали иконы для иконостаса церкви Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозерском монастыре.

    Иконостас церкви Успения

    Дома в Белозерске, в основном, одно- двухэтажные. Среди них встречаются хорошо сохранившиеся постройки конца 19 века.

    Дома в Белозерске

    Белозерский кремль

    Погуляв немного по городу, мы подошли к основной реликвии города — Белозерскому кремлю, расположенному в центре города. Вокруг кремля хорошо сохранилось кольцо земляного крепостного вала (1487 год), окружённое со всех сторон рвом. Земляной вал и ров до сих пор поражают своим грандиозным масштабом. Земляные укрепления Белозерска, среди сооружений такого рода для своего времени, уникальны – и по масштабу, и по сохранности.

    Фотография взята из интернета (Леонид Ветров)

    В древности Валы крепости выглядели ещё внушительнее – высотой до тридцати метров, да с идущими по кромке стенами с башнями и десятиметровым рвом вокруг. Это было колоссальное сооружение.

    Время основания крепости XI век, только меньшей по площади и с более низкими Валами.

    В 1487 году при первом государе всея Руси Иване III, прозванном строителем земли Русской, Белозерский кремль подвергся коренной перестройке. Была увеличена протяженность Валов и общая площадь детинца. Граница старого крома проходила чуть восточнее нынешнего Преображенского собора. Ров был углублен и расширен. По кромке же Вала шли мощные деревянные стены, образованные «клетями» — срубами, заполненными камнем. Такие же клети, но пустые, составляют основу Вала, таким образом, внутри его шел круговой подземный ход, возможно с потайными выходами за территорию крепости.  

    Реконструкция Белозерского кремля XVII века. Авторы: профессор И.К.Белоярская, В.А. Лупандин

    Над двенадцатиметровыми стенами возвышались восемь четырехгранных, с шатровым верхом, боевых башен, имевших несколько боевых ярусов. Сохранились их названия: Богословская, Ильинская-воротная, Покровская, Спасская, Озадская, Ильинская, Луговая, Петровская. Ворота в крепость были с востока. Причем въезд был устроен хитро – древний мост был севернее нынешнего, и, перейдя ров, надо было ехать вдоль Вала до воротной башни. Въезд в неё соответственно был не с фронта – «с приступа», а сбоку, с севера, и уже в башне изгибался под прямым углом. Въезд этот был узкий, так что штурмовать ворота одновременно большими силами было нельзя, и штурмующие при этом находились под убийственным огнем с Валов. 

    Территория внутри крепости ранее и являлась собственно «городом», внутри которого находились воеводский двор, приказная и губная избы, тюрьма, «погреб, где пороховая и свинцовая казна», другие деревянные строения. Здесь размещался гарнизон. 

    Таковым был Белозерский кремль — небывалая по мощи и совершенно неприступная по тому времени крепость. Сложно было взять её и измором — внутри крепости была система из пяти озер (прудов?) с прекрасной водой.

    Конечно, деревянных стен давно нет, измельчал и высох ров, но и сейчас Валы производят сильнейшее впечатление. Можно подняться на валы, пройтись по ним, глядя на город и озеро. Наиболее красив вид на крепость и ведущий в кремль мост с южной стороны, когда сквозь арки моста видны озеро и стройный силуэт храма Спаса на Канале.  

    На земляном валу

    На территории кремля находились: Спасо-Преображенский собор (1692 г.) , архиерейский двор, дом воеводы, приказная палата, дома бояр, а так же подворья двух монастырей, Кирилло-Белозерского и Кирилло-Новоезерского. В советский период на территории кремля в двух зданиях были открыты детский сад и колледж, которые работают и по сей день.

    Белозерский Кремль

    Сегодня Белозерский кремль входит в состав Белозерского музея — крупнейшего музейного объединения города. На территории кремля работают музеи и выставки: музей «Русская изба», музей традиционной лодки, музей «Длинный дом викингов», интерактивная кузница.

    Горицы

    По дороге в Кириллов мы заехали в Горицы познакомиться с Воскресенским Горицким женским монастырем, расположенным на высоком берегу Шексны, неподалеку от прославленной Кирилло-Белозерской обители.

    Воскресенский Горицкий женский монастырь

    Воскресенская женская обитель была основана не позднее 40-х годов XV века неизвестными подвижницами. В середине XVI столетия безвестная Горицкая обитель становится царским ружным монастырем Его благоустройством занялась Великая княгиня Ефросинья, жена удельного князя Андрея Старицкого, младшего сына Ивана III. В 1544 году ей был построен каменный Воскресенский собор с приделом преподобного Кирилла Белозерского чудотворца. Впоследствии, монастырь стал местом заключения и гибели княгини, которая не скрывала желания видеть русским царем, после смерти Ивана IV, своего сына…

    Монастырь закрыли в 1932 году, а в послевоенные годы здесь разместили дом инвалидов, который просуществовал до конца 90-х годов.С 1999 года монастырь передали церкви.Сейчас здесь проживает 10 насельниц во главе с игуменьей Евфалией.

    Воскресенский Горицкий монастырь

    В настоящее время идет трудная работа по восстановлению построек монастыря.

    В настоящее время идет трудная работа по восстановлению построек монастыря.
    На берегу Шексны
    Общий вид Горицкого монастыря (С.М. Прокудин-Горский, 1909 г)

    Кириллов

    Следующим объектом был Кириллов. История этого города неразрывно связана с богатейшей историей Кирилло-Белозерской обители, чьи величественные башни и стены видны еще на подъезде к городу.

    Кирилло-Белозерский монастырь

    Общий вид монастыря. Снимок взят из интернета

    Грандиозный ансамбль монастыря сложился в основном за 2 столетия: с конца XV и до конца XVII века. Исторически образовавшаяся структура включает в себя Успенский (Большой) и Ивановский (Малый) монастыри.

    На пространстве 12 гектаров на берегу Сиверского озера расположен самый большой монастырь России, почти в нетронутом виде сохранившийся со времен Московской Руси. Монастырь основан в конце XIV столетия на землях бывшего Белозерского княжества одним из учеников прп. Сергия Радонежского прп. Кириллом (1337-1427), происходившим из знатного московского боярского рода.

    Казанская въездная башня, 1659 г.
    Стены Нового города, XVII век
    Можно подняться на галереи 2 и 3 этажей.
    Успенский собор, 1497 г.
    Фрагмент иконостаса и росписи купола Успенского собора
    Роспись подкупольного пространства собора (1641 г).
    Ансамбль Успенского монастыря
    Церковь св. Епифания Кипрского (1645 г) и Церковь Владимира, усыпальница князей Воротынских, 1554 г.
    Слева колокольня и церковь Архангела Гавриила (153ё-1534 гг.), справа церковь прп. Кирилла Белозерского (1781-1784 гг).
    Церковь св. Евфимия, 1653 г.

    Мы пробыли в монастыре 4 часа, но смогли осмотреть только малую часть его. Нам пора было двигаться дальше.

    Феропонтово

    Ферапонтовский монастырь

    Ферапонтовский монастырь основан в 1398 году преподобным Ферапонтом. Около 400 лет обитель была одним из видных культурных и просветительских центров на севере России.

    Ферапонтов монастырь, 1490 г.
    Святые ворота с церквями Богоявления и Ферапонта, 1649 г.
    Архитектурный ансамбль монастыря

    В 1490 году с постройки каменного собора Рождества Богородицы началось формирование ансамбля монастыря (XV-XVII в).

    Церковь Благовещения (1530-1531 гг.)

    Особенностью монастыря являются фрески Дионисия площадью 600 м2. Они очень хорошо сохранились, как и сама архитектура с декором. Неспроста монастырь включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, это, кстати, единственный объект из всемирного списка в Вологодской области.

    Росписи собора Рождества Богородицы — главное и самое бесспорное произведение крупнейшего русского художника второй половины XV — начала XVI века Дионисия. Согласно тексту летописи на откосе северной двери собор Рождества Богородицы был расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года.

    Один из фрагментов фресок.

    Дальше был переезд в Вологду и дальше на следующий день в Москву.