Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, расположен в селе Старая Ладога — первой столице русского государства, основанной в 753 году на берегу реки Волхов.

Время основания монастыря нельзя определить с точностью. Основание обители относят к периоду между 1040—1116 годами. По одной версии обитель основана в начале XII века, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги /Новгородская летопись/, сохранившаяся и ныне действующая каменная Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1114—1116 годы). Церковь построена одновременно с каменной крепостью Рюрика новгородскими мастерами, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря.

Как добраться

История

Основание обители относят к периоду между 1040—1116 годами. По одной версии обитель основана в начале XII века, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги /Новгородская летопись/, сохранившаяся и ныне действующая каменная Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1114—1116 годы). Церковь построена одновременно с каменной крепостью Рюрика новгородскими мастерами, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря.

В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.

После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси.

В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого  Евдокия Федоровна Лопухина. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.

Наиболее интенсивно строительные работы в монастыре велись в 1854—1864 гг., благодаря энергичной деятельности игуменьи Дионисии. За это время был осуществлен капитальный ремонт собора, построены двухэтажное каменное здание трапезной, монументальный Больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью, два каменных одноэтажных здания в юго-западной части монастыря (экипажный сарай с конюшней и баня с прачечной), завершено строительство каменной ограды. 

Достопримечательности

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Храм создавался как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. И храм и монастырь могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114—1116 гг. или сразу после этого. Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий) или его супруга шведская принцесса Кристина. Возможно, что на месте Успенского храма ранее стояла деревянная церковь, которая впоследствии была перестроена. Есть предположение что Успенский храм мог быть построен князем Изяславом — сыном Кристины, чей княжеский знак был найден под сводами Успенского храма. Таким образом строительство Успенского храма можно датировать периодом с 1114 по 1150-й год.

Читать дальше
Храм создавался как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. И храм и монастырь могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114—1116 гг. или сразу после этого. Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий) или его супруга шведская принцесса Кристина. Возможно, что на месте Успенского храма ранее стояла деревянная церковь, которая впоследствии была перестроена. Есть предположение что Успенский храм мог быть построен князем Изяславом — сыном Кристины, чей княжеский знак был найден под сводами Успенского храма. Таким образом строительство Успенского храма можно датировать периодом с 1114 по 1150-й год.

Разорение монастыря зафиксировано в 1611—1617 гг., однако крупного ремонта Успенского храма, скорее всего, не потребовалось, так как храм был заново освящен уже в 1617 году — сразу после освобождения Ладоги от шведов.

В XVIII-XIX вв. Успенский храм несколько раз ремонтируется и перестраивается. В 1762 году при игумении Евпраксии (игум. 1769—1822 гг.) с западной стороны к храму пристроена каменная колокольня, взамен разобранной деревянной. В 1802 году игумения Евпраксия пристроила к Благовещенскому приделу, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. В 1829 году, при игумении Февронии колокольня надстраивается третьим ярусом. Ее высота достигает 32 метров. В 1831—1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня оказались связанными в единую систему объемов. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел — теплый. В 1854 году было разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855—1856 года Успенская церковь сделалась теплой. В 1854—1856 гг. переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. В эти же годы устроен новый иконостас, просуществовавший до закрытия храма после Октябрьской революции.

В 1958—1960 гг. в процессе реставрации Успенский храм был освобожден от более поздних построек. На стенах храма было раскрыто в общей сложности около 50 кв. метров фресок XII века, фрагментарно уцелевших (после различных ремонтов храма в XIX веке) под поздними полами, на лопатках боковых апсид, юго-западном столбе и на окнах апсид, барабана и северной стены, а также в южном и западном аркасолиях. Над перемычкой прохода в жертвенник хорошо сохранилось изображение св. Кирика в медальоне. На юго-западном столбе сохранилось изображение полуфигуры, атрибутированной как св. Борис.

28 августа 2005 года состоялась первая Божественная Литургия в Успенском храме. После окончания Литургии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был отслужен праздничный молебен после которого был объявлен указ Синода об открытии Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении настоятельницей монастыря монахини Ангелины (ныне игумении Ангелины) с возложением наперсного креста.

В настоящее время храм открыт для посещения в летний период времени по выходным. Для посещения в другое время группам нужно договариваться заранее позвонив в монастырь

Фото

Входные врата
На месте этого дома стояла келья Лопухиной Евдокии Федоровны
Больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью

About the Author

Вам также могут понравиться эти