Староладожский Никольский мужской монастырь находится в полукилометре от Староладожской Рюриковской крепости, на левом берегу реки Волхов. Местность, где располагается монастырь — необычная, прямо на берегу реки, под высоким холмом. Холм этот наименован «Победище» — на нем имеется ряд древних курганов-захоронений VIII-Х веков, и воинские захоронения времен св. князя Александра Невского (ХIII век). По преданию здесь захоронены ладожане, погибшие в баталиях 1240 и 1242 года — Невской битве и Ледовом побоище. Основание монастыря «в память о гиблых ладожских сродниках», как раз относят к 1240 году, а основателем его считают святого благоверного князя Александра Невского.
Как добраться
История
Время появления монастыря не известно. Существует предание,что он был основан в 1241 году, в честь победы Александра Невского над шведами в устье реки Ижоры.
Монастырь строился вокруг уже существовавшего к тому времени Никольского собора (позднейшие исследования это подтвердили, отнеся строение к ХII веку), который является наиболее загадочной и интересной постройкой монастыря.
В 1611 году, когда северо-западные территории русского государства подверглись интервенции со стороны шведов, Никольскому монастырю пришлось сыграть важную духовную роль, а позже и самому быть разоренным, принеся Господу кровь нескольких десятков монахов-мучеников.
В означенном году подвергся полному истреблению Валаамский монастырь. Часть Валаамской братии, спасая ценности и святыни монастыря, бежала на материк и некоторое время находились в Ладоге, найдя приют именно в Никольской обители. Согласно расхожему мнению, здесь они укрывали и главное свое сокровище, главную свою духовную реликвию — мощи святых основателей препп. Сергия и Германа.
Достопримечательности
Самая ранняя постройка-Никольский собор. В настоящие время Никольский собор представляет собой крестово-купольный, четырехстолпый, трехапсидный, одноглавый храм, разделенный сводами на два этажа: подклет и церковь. Основной объем собора составляет кубическая форма, перекрытая четырехскатной железной кровлей, и увенчан большой луковичной главой, покоящейся на цилиндрическом, кирпичном, световом барабане. Собор расположен посредине монастыря, близко у стен монастырской ограды, и хорошо виден, как с дороги, так и с реки Волхова.
С западной стороны Никольского собора, в 1692 г. тихвинские мастера построили каменную восьмигранную с шатровым деревянным верхом колокольню. Раньше на западной стене собора, вероятно, была звонница, возможно, разобранная при перестройке в 1668 г. Колокольню поставили между соборной церковью и трапезной, соединив все три постройки между собой деревянными переходами: из паперти соборной церкви — во второй ярус колокольни, и затем — в паперть трапезной церкви. Переходы были крыты тесом.
Яркая шатровая колокольня конца 1691 — начала 1692 гг. имеет восьмигранный ствол и двухъярусный купол со специальным помещением для звона. Тихвинские мастера, возводя этот каменный столп, стремились представить его как бы освобожденным от земного притяжения, устремленным ввысь. По своему стволу колокольня лишена декорированных украшений, и лишь шатровый купол, увенчанный крестом и выполненный в Ярославском зодчестве, имеет пышное убранство. На колокольне в былые времена висели колокола: в общей сложности 10 штук.
Храм во имя святителя Иоанна Среди выделяется среди построек монастыря, вообще это удивительная по своей необычности церковь. Она строилась по проекту академика архитектуры Алексея Михайловича Горностаева в 1861-1872гг. Храм отличается смешением стилей: здесь сочетаются черты средневековой романской архитектуры (прямоугольный храм-базилика), готики (вытянутые стрельчатые окна, окно-розетка на фронтоне, украшенные витражами), русско-византийского стиля (луковичные маковки на крыше и тяжелое крыльцо с массивными бочковидными колоннами). Интерьер храма украшает живопись на сюжеты жития святителя, изображения его современников, исполненная воспитанниками Петербургской Академии художеств. Архивные документы и фотографии рассказывают, что в храме находился удивительной красоты деревянный вызолоченный резной иконостас. К сожалению, он не сохранился.